Из глубины веков доносятся до нас отголоски старых преданий, сказаний и легенд, — известных и не очень, правдивых и отчасти вымышленных, кто уж теперь разберёт… Вот и суеверия тянутся за нами из далёкого прошлого, идут за нами по пятам, сопровождают на протяжении всего жизненного пути. В современном мире, таком динамичном и техническом, суеверия вовсе не чужды человеку. Можно доверять приметам, можно относится к ним скептически, но в повседневной жизни, хотим того или нет, мы довольно часто сталкиваемся со множеством примет и поверий. Кто-то называет их предрассудками. И они правы. Ведь предрассудки — это то, что перед разумом, выше разума, что-то необъяснимое и далеко не научное, за пределами нашего понимания. Но когда-то очень давно наши предки очень просто и легко толковали те или иные необъяснимые, с точки зрения современного человека, явления. А на сегодняшний день нам достались только сами приметы, обычаи, в большинстве своём необъяснимые.
Просто есть такая-то примета. Мы ей доверяем, и всё. Так надо, так уж повелось… Но всё же некоторые объяснения существуют, порой простые и понятные, порой витиеватые и расплывчатые. В отсутствии объяснения некоторых примет и обычаев на сегодняшний день, думается, сыграл свою роль тот факт, что нашему народу на протяжении многих веков упорно навязывали что-то иностранное — то французское, то немецкое и т.д., прививая сознанию, что у иностранцев всё лучше — и платья, и литература, и манеры изящней. И не знать, к примеру, французский, это позор, ужасно! Как? Вы дома разговариваете по-русски? C’est un mauvais ton! Изучать чужую культуру, похвально, но не в ущерб своей собственной.
Замечательно выразился на сей счёт Шишков Александр Семёнович — русский писатель, военный и государственный деятель, адмирал, филолог и литературовед: «Есть ли хоть один, кроме самых бедных, в котором бы детей наших воспитывали не французы? Сие обыкновение так возросло и усилилось, что уже надо быть героем, дабы победить предрассудок и не последовать общему течению вещей! Попытайтесь сказать, что языку нашему, наукам, художествам, ремёслам и даже нравам наносит вред принятое по несчастию всеми правило. Сердитые и безрассудные выцарапают вам глаза. Те, которые помягче и поумнее, станут вам доказывать: «Не пустое ли ты говоришь? Когда же лучше обучаться иностранному языку, как не в самом ребячестве? Дитя играючи научится сперва говорить, потом читать, потом писать, и как французский язык необходимо нужен (заметьте это выражение), напоследок будет писать так складно, как бы родился в Париже». В этой-то самой мысли и заключается владычество его над нами и наше рабство. Для чего истинное просвещение и разум велят обучаться иностранным языкам? Для того, чтоб приобресть познания. Но тогда все языки нужны. На греческом писали Платоны, Гомеры, Демосфены; на латинском Виргинии, Цицероны, Горации; на итальянском Данты, Петрарки; на английском Мильтоны, Шекспиры. Для чего ж без этих языков можем мы быть, а французский нам необходимо нужен? Ясно, что мы не о пользе языков думаем: иначе за что нам все другие и даже свой собственный так уничижать пред французским, что их мы едва разумеем, а по-французски, ежели не так на нём говорим, как природные французы, стыдимся на свет показаться? Стало быть, мы не по разуму и не для пользы обучаемся ему; что ж это иное, как не рабство?
Скажут: да он потому необходимо нужен, что сделался общим, и во всей Европе употребительным. Я сожалею о Европе, но ещё более сожалею о России. Для того-то, может быть, Европа и пьёт горькую чашу, что прежде нежели оружием французским, побеждена уже была языком их. Прочитайте переведённую с французского книгу «Тайная История нового французского двора»: там описывается, как министры их, обедая у принца своего Людвига, рассуждали о способах искоренить Англию. Всеобщее употребление французского языка, говорил один из них, Порталис, служит первым основанием всех связей, которые Франция имеет в Европе. Сделайте, чтоб в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь, продолжал он, истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях: чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке – и тогда Англия будет нашею рабою.»
Актуально и дня сегодняшнего дня, не правда ли? До недавнего времени можно было наблюдать массовое умопомешательство в отношении так называемого феншуя. Поклонники оного пребывали в полном восторге от всяких денежных жаб на столе, от дребезжащих китайских железок, подвешенных над дверью, и мебель и предметы обихода непременно тоже расставляли по этому самому феншую. Вот, мол, какие китайцы молодцы, феншуй придумали! В своём упорном поклонении всему иностранному некоторые позабыли, что у нас издревле уже есть всё своё, родное, уже давно проверенное временем, предками…Стоит только немного подумать, поразмыслить, и всё становится более чем очевидно.
Направленные энергии, потоки — это всё понятно, они везде одинаковые, как положительные, так и отрицательные. Но символы-то китайцы придумали под себя, их символы соответствуют их окружающему миру, их мировоззрению, их мифам и легендам, их природе вещей. Это всё привычное их глазу, милое и знакомое их сердцу. Феншуй — это даосская (даосизм -китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии) практика символического освоения (организации) пространства. Феншуй вобрал в себя многовековые наблюдения и традиции китайского народа. Зачем, к примеру, русскому человеку, украшать своё жилище китайской символикой? Поставил жабу с монетками на стол, и всё, жди баснословного богатства… У кого-нибудь сработало? Думается, далеко не у всех. Да и чем не угодил наш колокольчик над дверью? Почему бы не подвесить его, а не китайские штучки? Конечно, каждый сам выбирает, что ему больше по нраву,- иностранное или своё родное, но не кроется ли за этим выбором привычка отторгать своё, так как чужое всё лучше и слаще или боязнь выглядеть отсталым, не таким как все?
У наших предков были свои представления о том, как и что располагать в своём жилище. Представления эти не взялись «с потолка», в них мудрость и знание многих поколений.
Возьмём, к примеру, порог, который есть в каждом доме, в каждой квартире. Через него входят и выходят из дома. Это граница не только между домом и улицей, но и граница внешнего мира и мира внутреннего, семейного, родового. Порог — пограничная территория, где обитают духи. Для наших предков порог дома имел некое сакральное значение. Это место, где обитали духи пращуров, которые должны были охранять своих живых родственников от всяческого зла. Порог — оберег от нечистой силы, от нежелательного вмешательства извне. В повседневной жизни людям обычно запрещалось садиться или вставать на порог, здороваться через порог.
Вот ещё простой пример из повседневности: многие за столом по традиции избегают садиться «на угол». И это тоже не лишено смысла, ведь выступающий угол стола, нацеленный на человека, посылает в него, как считалось «чёрные стрелы», которые таят в себе одиночество, болезни, нищету. Проще говоря, остроконечные предметы излучают негативную энергию, которая разрушительно действует на человека. Этот же принцип действует и в примете «не есть с ножа».
Или такая примета, которая говорит, что нельзя спать головой к окну. Ведь потоки энергии не должны сразу «бить» в голову, они должны дойти постепенно, через ноги. Потому и спальные места устраивались в соответствии с этим правилом.
Интересна примета «присесть на дорожку».
Перед дальней дорогой, чтобы поездка получилась удачной, мы частенько «присаживаемся на дорожку», чтобы без суеты, спокойно ещё раз подумать, не забыли ли чего, и очень мало найдётся людей, кто никогда этого не делал. У этой приметы давние корни. Наши предки считали, что если срываться, что называется, с места в карьер и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в доме, отправится за путником. А сам дом может погибнуть, оставшись без своего хранителя. Вот и присаживались покидающие избу, делая вид, что никуда не едут. Обманывали своего домового, чтобы ни он, и никакие злые духи вослед не увязались. Также считалось, что домовой в это время может подать знак, если в дороге ждёт опасность. Если такой знак случался, к примеру, падала посуда, какие-то предметы со стен и так далее, то от поездки следовало отказаться. Вот и сидели «на дорожку» молча и уезжающие, и те, кто оставался, и произносили про себя заговоры на благополучный путь и скорое возвращение, а так же заговоры на добрую дорогу, на охранение от зла да невзгод покидающих своё жилище, на сбережение оставляемого дома …
Давняя народная примета — постучать против сглаза по дереву — пожалуй, одна из самых распространённых. Смысл этого нехитрого действа понятен всем. Не сглазить бы, не перехвалить бы свой успех и здоровье, не накликать бы беды… А традиция стучать по дереву появилась в те стародавние времена, когда люди поклонялись древесным духам, чтобы спастись от бед, ведь наши предки воспринимали деревья как живые существа, у которых есть души. Говоря что-то, что может сглазить недобрый человек, следовало просить защиты у духов, обитающих в деревьях. Да к тому же и идолы предков были вырезаны из дерева. Прося помощи у них, стучали по ближайшему дереву.
Примет и суеверий нашего народа великое множество.
И конечно, доверять им или нет, — личный выбор каждого.
Но представить нашу жизнь без примет невозможно, и ничего худого не произойдёт, если три раза постучать по дереву, так, на всякий случай, чтоб не сглазить!
Ариград-Вести
28.11.2021