Выдающийся театральный режиссер Игорь Петрович Владимиров, как это часто случается с людьми искусства, в театр попал, в общем-то, случайно. В предвоенные годы мечтать об артистической карьере было, конечно, не зазорно, но уж точно это не считалось делом настоящего мужчины. Настоящие покоряли небо, ходили в моря, строили города, изобретали, конструировали...
Вот и Игорь, окончив ленинградскую "десятилетку", решил стать инженером-конструктором. И поступил в Корабелку - знаменитый Ленинградский кораблестроительный институт (сейчас Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Он отучился в нем все пять лет, но когда уже готовился к защите диплома, началась Великая Отечественная война. И Владимиров в числе первых пошел в военкомат и уже четвертого июля 1941 года был зачислен добровольцем в 3-й стрелковый полк 2-й стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения. А уже 12 июля дивизия вступила в бой на Лужском оборонительном рубеже. В ее составе числилось 9210 человек. Менее чем за две недели - к 25 июля - дивизия потеряла ранеными 1398 человек, количество же убитых и пропавших без вести, как писал член Военного совета Северного фронта Клементьев в докладной записке Жданову, "точному учёту не поддаётся".
К концу сентября 2-я Ленинградская стрелковая дивизия народного ополчения была переформирована в 85-ю стрелковую Ленинградско-Павловскую дивизию кадрового образца. Игорь Владимиров оставался в ее составе до середины 1943 года. Все это время дивизия обороняла Ленинград с юго-запада на линии от Финского залива до Лиговского канала, а в начале января 1943 года участвовала в прорыве блокады. Вскоре после этого Игорь Владимиров был демобилизован и наконец-то защитил диплом. Получив специальность "инженер-судостроитель", он стал сотрудником закрытого ЦКБ-51 в городе Горьком (сейчас ЦКБ "Вымпел"). Владимиров участвовал в разработках и испытаниях больших и малых охотников за подводными лодками, десантных катеров, плавбатарей, не гнушался и грязной работы, помогая рабочим в сборке опытных образцов. В 1944 году Игорь Владимиров вернулся в Ленинград и хотя продолжал работать инженером-судостроителем, все же страсть к актерству стала брать в нем верх.
Уже через год он поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института (сейчас Российский государственный институт сценических искусств), при этом продолжал трудиться в конструкторском бюро "Рыбсудпроект". Но в 1947 году он принял окончательное решение - ушел из "Рыбсудпроекта", а через год, после окончания театрального института, был принят в Ленинградский областной театр оперетты.
Поворотным в судьбе Владимирова стало решение перейти в 1949 году из оперетты в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль "Балтийский дом"). Именно здесь молодой артист познакомился с Георгием Товстоноговым. Семь лет Товстоногов возглавлял Ленинградский Ленком, и все эти годы Владимиров был не только занят в большинстве спектаклей будущего мэтра, но и получал от того уроки режиссерского мастерства, которые очень пригодились ему в дальнейшем.
В Ленкоме Владимиров сыграл множество ролей - от Александра Ульянова в спектакле "Семья" по пьесе Ивана Попова до "медицинского студента" Лопухова в спектакле "Новые люди", поставленном по роману Чернышевского "Что делать?" А в 1952 году Владимиров впервые принял участие в постановке спектакля. Правда, пока не в качестве режиссера, а лишь ассистента - он был помощником Товстоногова, когда тот ставил спектакль по пьесе Александра Корнейчука "Гибель эскадры". Наверное, уже тогда он понял, что все-таки его призвание - не самому играть на сцене, а режиссировать.
Первый его полноценный режиссерский дебют также состоялся в Театре имени Ленинского комсомола. Это была комедия по пьесе сербского драматурга Драгутина Добричана "Три соловья, дом 17". Большого ажиотажа среди театралов постановка не вызвала, но начало было положено.
В 1956 году Товстоногову предложили возглавить Большой драматический театр. Вместе с режиссером ушел и Игорь Владимиров.
Несколько лет он был в БДТ режиссером-стажером под руководством Товстоногова. Владимиров участвовал в постановке спектаклей "Когда цветет акация" по пьесе Николая Винникова, вместе с режиссером Василием Софроновым поставил спектакли "Кремлевские куранты" Николая Погодина и "Когда горит сердце" по роману Виктора Кина. А в 1959 году осуществил уже самостоятельную постановку спектакля - комедии "Машенька" драматурга Александра Афиногенова. Тогда же он начал сотрудничать и с другими ленинградскими театрами. Так, в Театре Музыкальной комедии Владимиров поставил оперетту Николая Минха "Крылатый почтальон", в Театре имени Ленинского Комсомола – "Чудесный сплав" Владимира Киршона и "Маленькую студентку" Николая Погодина, а в Театре имени Комиссаржевской – "Время любить" Бориса Ласкина и "Случайные встречи" Ромуальда Назарова. Именно работая в Театре имени Комиссаржевской Владимиров познакомился со своей будущей женой Алисой Фрейндлих, которая играла в его спектаклях главные роли.
Вот как писала тогда "Ленинградская правда" о спектакле "Случайные встречи":
"Режиссер И. Владимиров решает спектакль четко, в едином ключе. Он находит своеобразный лирико-комедийный прием, словно камертоном выверяя им звучание каждой сцены и тем самым как бы нанизывая все их на крепкий стержень... Комедийность и лиризм неразделимы в игре А. Фрейндлих. Все, что актриса делает на сцене, она делает легко, с юмором, открыто, с неподражаемой непосредственностью. И за всем этим выступает тема большого человеческого доверия - центральная тема спектакля".
Успех этих постановок не остался незамеченным - в 1960 году Игоря Владимирова пригласили возглавить Театр имени Ленсовета. И он оставался худруком этого театра до своих последних дней - почти сорок лет.
Игорь Владимиров сразу же начал ставить на молодых актеров. Он собрал целое созвездие талантливейших артистов. В труппу "Ленсовета" вошли Георгий Жженов, Леонид Дьячков, Анатолий Равикович, Виктор Харитонов. В 1962 году сюда же перешла и Алиса Фрейндлих. В этом же году пришел Алексей Петренко. Театр стал одним из самых популярных в городе на Неве. Билеты сюда было практически невозможно "достать" - все представления проходили с аншлагом. В театральном мире Ленинграда событиями стали спектакли, поставленные Владимировым. Это и "Пигмалион" Бернарду Шоу, и "Трехгрошовая опера" Бертольда Брехта, и "Прошлым летом в Чулимске" Александра Вампилова, и еще несколько десятков спектаклей.
Многие приглашенные Владимировым в театр актеры выросли в настоящих мастеров сцены. Это и Ирина Мазуркевич, и Владимир Матвеев, и Михаил Боярский, и Лариса Луппиан, и Сергей Мигицко - все они считают себя его учениками. А Михаил Боярский после того, как Владимирова не стало, сказал:
У меня был только один режиссер в жизни - Владимиров. С его уходом мои отношения с театром закончились.
А ведь Владимиров еще и успевал сниматься в кино. Его характерная внешность была очень востребована кинорежиссерами. Он снялся в трех десятках фильмов, и в каждом проявил себя очень ярко, даже если его герою отводилось не очень много экранного времени. Впервые на большом экране Игорь Владимиров появился в фантастическом советском, как сейчас бы сказали, блокбастере "Тайна двух океанов". У Владимирова была в нем одна из главных ролей - старшины Андрея Скворешни.
И если в шестидесятые годы - во время становления Театра имени "Ленсовета" - Владимиров не мог много времени уделять кино (за десять лет он снялся лишь в четырех кинокартинах), то в семидесятые-восьмидесятые талант Владимирова как актера раскрылся с новой стороны. Он снялся во множестве фильмов самых разных жанров. Зрителям запомнились его герои - Василий Губанов в киноповести Юлия Райзмана "Твой современник" ( к слову, это было продолжение знаменитого райзмановского же фильма "Коммунист"), маршал Головин в драме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого, Родион Семенов в "Старомодной комедии" Эры Савельевой и Татьяны Березанцевой, мастер-кукольник Федор Балясников в лирической комедии "Сказки... сказки... сказки старого Арбата" Саввы Кулиша.
Ну и, конечно, абсолютно потрясающий Василий Каретников - лауреат, депутат, секретарь Союза писателей - в очень печальной комедии режиссера Константина Воинова "Шапка", снятой по повести Владимира Войновича. К сожалению, этот фильм стал последним в фильмографии Игоря Владимирова.
Продолжая сниматься в кино, Игорь Петрович решил и на сцену вернуться в качестве актера. И в 1976 году - после двадцатилетнего перерыва - он вновь вышел на сцену. Одна из самых значимых его театральных работ после возвращения на сцену - роль профессора Преображенского в спектакле "Собачье сердце" по повести Михаила Булгакова. Костюм, в котором он играл эту роль, и сейчас можно увидеть в музее Театра имени Ленсовета.
В 1978 году Игорь Владимиров получил почетное звание народного артиста СССР. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы, а также многими медалями. Но главной наградой для него всегда была любовь зрителей, уважение артистов. Михаил Боярский как-то сказал о нем:
Для всех ленсоветовцев это был Господь Бог.
Игорь Петрович Владимиров скончался 20 марта 1999 года. Ему было 80 лет. Он был похоронен рядом с родителями на Большеохтинском кладбище Петербурга.
На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...
На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом".
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова.
На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, актер Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев".
Киновеевское кладбище стало последним домом для актера Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссер Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.