Всем Доброго Аудиофилького!
Сегодня у нас не простая тема.
Бывает так, что инженеры говорят, что басовик должен быть большого размера. А иначе он басы передавать правильно не будет.
Ведь барабан имеет большой круглый размер. Значит и басовик должен быть таким же. Иначе он правильно волну не раскачает.
И в этом утверждении есть с одной стороны доля правды. Но с другой, есть один инженерный сбой мышления.
Звучит он так. А вы тарелки размером с пищалку где-нибудь видели? Почему вас устраивает, тот факт, что пищалки должны быть маленькие?
Ведь ВЧ тарелки тоже большие.
Но тут у инженеров столько отмазок накатывает. Мол большой динамик чисто физически колебаться на такой частоте не сможет. Ой ли??? А как же сами тарелки с задачей справляются???
В общем путаница в этом плане часто возникает.
Какого же на самом деле размера должен быть басовик?
Давайте первым делом посмотрим вот на что. Возьмем двигатель внутреннего сгорания. Какой нибудь такой, чтобы поршни диаметром эдак сантиметров на 10. От Феррари какой. И чтобы ход поршня этак сантиметров 5.
И вот даже глушитель нам отсоединять не надо. Басы эта бандура валит по взрослому. Причем выхлоп из трубы диаметром сантиметра 3.
А там ведь у некоторых Амеркианских машин, и артикуляция отличная на низких оборотах, и пульсации прошибают, и и басы реально прут. Аж в инфразвук загребает.
90 Дб качнуть на 20 Гц да раз плюнуть. Причем с пульсациями такими, что и SQL автозвукеры позавидуют. А они такие любят когда басы пинаются.
Т.е. источник баса это некоторая субстанция диаметром 10 см и амплитудой 5 см.
Т.е. чтобы быть еще более точным. В этом мире, в его физических законах, габаритные возможности по части раскачки баса, они значительно компактнее, чем барабан и динамик пытающийся повторить его звук.
Другой вопрос, что там технический процесс имеет кардинально иную траекторию движения. Но на выходе-то мы имеем именно раскачку воздуха.
Пусть и с температурным воздействием на его плотность.
Но качество артикуляции, при данных габаритах мы очевидно имеем значительно более выраженное, нежели тот уровень атаки, который формирует изначально барабан. Даже самый большой.
И это важная иллюстрация.
Дело в том, что прогресс. Тот, что над нашей головой. Тот, что ученые делают. Он как бы имеет свои цели и задачи.
И одна из задач прогресса получение достоверного звука из минимальных габаритов.
Само собой, что для этого движения нужна некоторая точка отсчета.
Выбор ее произошел в 1979м году.
В тот момент системы звукозаписи достигли максимального уровня в текущей истории звукозаписи и звуковоспроизведения.
Но дальнейший рост достоверности уперся в массу проблем.
1. Техническая составляющая. И транзисторы шалят. КНИ, Детонация и тд.
2. Потребности в точности со стороны слушателей. Они в этом плане последние 10 лет шалили как могли. Явно демонстрируя, что музыку люди хотят слушать со своими предпочтениями по части мягкости и детальности.
Стремления к достоверному, звуку даже со стороны инженеров выявлено не было. Такого прям выраженного.
И это легко проверить. Наиболее достоверный звук в технике СССР дает связка Феникс 008 + Одисеей 010 + С90.
Давайте жгите в комментах, что вы думаете об этом звуке. Но это наиболее достоверный звук, наиболее приближенный к тому, что сводил звукорежиссер.
Не нравится, да? А чего так? Чего руки к тюнингу тянутся?
***
Конечно потребность в точном звуке есть. Как сверх задача. Задача получения звука в противофазе, с целью применения его как системы активного звукоподавления.
Но на данный момент с этим направлением столько технических проблем, что до сих пор такие системы в широкую продажу не поступили.
Хотя некоторые эксперименты имеют место быть. И даже дают интересный результат.
Те же наушники, те же активные шумодавы во флагманских Acura-х.
видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=5B7C4IAIdc0
***
Но т.к. данная задача все таки сверх-задача. То решено было в массовом движении бороться за габариты.
Произошло это в 1979м году. Как раз с выходом легендарной Стены от группы Пинк Флоид.
Что такое массовое движение прогресса? А это когда Кулибины в огороде шалят. Ну или в гараже. Или еще где.
Т.е. создаются изделия. Которые потом эти парни переделывают. Или отталкиваясь от них, делают свои.
***
И вот в 1979м году произошло это изменение вектора развития массовой аудиотехники.
Задачей стало не дальнейшее наращивание качества звука, а уменьшение габаритов.
Уменьшение как носителей звука, так и габаритов акустических систем.
В эти годы просиходит рассвет разных систем оформления басовика. И ФИ, и Трансмиссионная Линия именуемая Лабиринт. И Торнадо, и Орто. И Банд Пасс различных порядков.
Начинается активный поиск решений по уменьшению габаритов.
Тогда же в народе появляется мечта об уменьшении габаритов до размеров спичечного коробка.
И так уж вышло, что в СССР в 90х произошли массовые перестройки интересов. И на их фоне инженерам показалось, что идею спичечного коробка все забыли.
Но ничего подобного.
В 2012м году повялвется сразу 2 тренда.
1й. Появляется плеер, что с флешки крутит Флак на 192 кГц и 24 бита.
2й. Появляются гибрдные марматурно-динамические наушники вида затычки, что выдают 20 - 20 кГц.
И вот вся эта парочка при наматывании провода одних на "флешку" других помещается в... спичечный коробок.
Внимание - цель достигнута в 2012м году. Не в 80х, не в 90х. А вот совсем недавно. Ну вернее как. 10 лет скоро будет.
Но само собой в системах без наушников проблемы остались.
И вектор на их решения тоже обозначился. Вдруг снова в моде переносные колонки.
Причем надо заметить, басы они нынче качают весьма не дурно. А детальность на средних частотах такая, что не всяк домашний сетап такое может.
***
И тут вот какая штука. По идее инженер сегодняшний должен говорить, что-то вроде.
- Да ладно вам качество. Давай габариты давай уменьшай, и при этом хорошее качество звука сохраняй.
Не важно как. Хоть элементы пельтье ставь, и заодно с волной баса еще и интеркуллер воздуху динамический приделывай. Да хоть кислород сжиженный в камеру фазика впрыскивай в ритм баса.
Но делай герц 50 с хорошим качеством из пауэр банка.
Ан нет. Он говорит, верни старое. Вот как было. Не нужен мне прогресс. Сделай большой басовик.
Но прогресс идет другим путем. Его задача двигаться вперед.
***
Конечно хранить старые технологии тоже нужно. Чтобы было с чем сравнить.
И поэтому мы сейчас тоже посравниваем. Вдруг качество звука за эти годы тоже подросло? Хоть это и не было задачей. Но вдруг?
Сегодня серьезный игрок в плане баса, да и работы со звучанием тарелок - это компания Magnat.
Вот и послушаем пару их колонок.
1. Magnat Transpuls 1500
фото отсюда Ссылка на данный товар на Яндекс.Маркет
Ну что сказать? Басовик здесь зверь. Даже не понятно зачем ему фазик.
Он бумажный. Он короткоходный. Да и АЧХ шкалит в инфразвук.
Аж 16 Гц может. И 35 кГц по верхам.
Но что у нас на звук?
Описание звучания на усилке этого же бренда, что с лампами в преде.
Итак. Верх. Здесь конечно эта двойная пищалка, даже несмотря на то, что в рупоре, очень натурально отрабатывает звучание Хай Хэта.
Причем даже с Компакт Диска. Вот нашли они способ правильно колебания 2х тарелок друг над другом сформировать. Двумя же пищалками.
Середину здесь на этом усилке слышно не плохо. Она разборчивая и детальная.
А вот бас мощен и объемен. Но артикуляцией не хватает. Перегуживает. Хотя давит приятно. С приятной второй гармоникой. С воздухом. С нажимом.
Звук в лучших традициях тех лет. Середины 70х. Правда с хард родками дружит плохо. В кашу сливается.
2. Magnat Signature 905
фото отсюда Ссылка на данный товар на Яндекс.Маркет
Здесь у нас 23 - 35 кГц.
Делают эти басы уже пара мелких динамиков.
Верх здесь такой же детальный и натуральный. Даже еще лучше. Без рупора.
Середина тоже в целом такая же.
А вот бас. Он здесь значительно быстрее и прозрачнее.
Правда за счет большей точности, и меньшего КНИ куда-то пропала воздушная упругость.
Он стал достовернее. Значительно достовернее.
Динамики прочнее. Их диффузоры не подламываются под нагрузкой, и не качают "хвостами" после точек излома вторую гармонику.
***
Это кстати тот самый эффект прогревания колонок. Как на башмаках. Создать точки изгиба диффузора, чтобы возникла подвижность, что внесет воздух в звук за счет подросшей второй гармоники.
Но одно дело когда Аудиофилы любят эту гармонику.
А другое, когда инженеры, что призывают в антиаудиофильству, начинают говорить, что правильный бас - это когда большой бумажный басовик за второую гармонику топит.
Но именно эту ситуацию мы видим с той парочкой колонок. По ощущениями уровень баса у них примерно одинаковый.
Его и там и там много, и там и там он основательно приглушает "маскирует" средние частоты.
При этом у башенок он минимум в 2 раза точнее. КНИ у Трнаспульсов 4% на 50 Гц, а у 905х - 2%.
И это надо сказать объективные измерения.
И никуда от них не деться.
Инженеры, как и Аудиофилы предпочитающие спокойную музыку выбирают Транспульсы.
А вот Аудиофилы, что любят музыку побыстрее выбирают 905е.
А Инженеры говорят, что у 905х бас не правильный. Хотя по факту там лучше все параметры. Не только КНИ, но и все динамические и переходные характеристики.
Диффузоры там прочнее и лечге. И потому подвижность у них выше, а излом значительно меньше.
Но на звук... И на вид... Хотя ведь все знают, что вторую гармонику можно в усилителе сформировать. И что чем точнее тракт, тем проще из усилителя или грелки перед ним, при высокой его точности, получить все, что хочется.
Кстати эта статья она как раз про точный звук.
Я бы сказал, что 905е Магнаты именно в этом направлении делянку копают. Да боюсь мне не поверят. Ибо противоречат они всеми своими конструктивными фишками всем принципам инженеров-антиадуиофилов.
Но если на самом деле душа требует именно достоверного звука то 905е Магнаты - они как раз оттуда.
Но эта статья она в цикле инженерного поиска точного звука. С доминирующей сверх-задачей в виде получения противофазного сигнала, с целью шумо-подавления.
Спасибо, что дочитали!!!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье