Ландан, как известно, из зэ кэпитал оф Грейт Бритн. И просто прекрасный город, будто созданный для того, чтобы в нём фильмы снимать. При этом он становится не просто фоном для сюжета, а полноценным персонажем.
Пишу статью под впечатлением от новой работы Эдгара Райта, навскидку вспомнив ещё несколько отличных фильмов, где действие происходит в Лондоне. Как всегда, постараюсь вас удивить не самым очевидным выбором!
"Фотоувеличение"/Blowup (1966)
Жил-был в Лондоне 60-х годов известнейший фотограф, человек пренеприятный, но при этом полный того особого обаяния, что присуще настоящим профессионалам своего дела. Этот фотограф привык жить, как желает его левая пятка: на людей смотрел, как на мусор, особенно на женщин, и постоянно всё фотографировал. Как-то раз запечатлел на пленку парочку в парке, но как показало фотоувеличение, в кадр попал и ещё кое-кто... Позже выяснилось, что фотограф стал свидетелем преступления.
Но если вы ждёте расследования - это не сюда. "Фотоувеличение" - не детектив и не триллер - скорее, антидетектив, а по сути, экзистенциальная притча. То есть, фильм про то, что жизнь - сложная штука.
Снято это великолепно, и герой колоритнейший, и дух эпохи схвачен верно (в кадре даже появляются Yardbirds, включая Джимми Пейджа). В целом - понятно, что кино программное (Антониони, как-никак), и категории "нравится/не нравится" к нему неприменимы.
"Голем"/The Limehouse Golem (2016)
Старая-добрая Англия была жутким местом. То Джек Потрошитель, то Суинни Тодд, а тут аж целый голем, который охотится на людей. Впрочем, быстро выясняется, что под маской голема скрывался вполне реальный человек, которого, скорее всего, самого уже нет на свете - он отравлен собственной женой, симпатичной молодой актрисой. Актрису скоро повесят, однако если следователю удастся доказать, что она ликвидировала маньяка, то могут и оправдать. И начинается увлекательное путешествие в прошлое, в жизнь девочки из бедной семьи, которая приехала покорять подмостки столицы.
Не фанат классического детектива, но этот фильм зарабатывает 5+ за блестяще воссозданную атмосферу старого Лондона, грязного города, где продавали детей, мучили женщин, ставили неприличные пьесы на потеху публики и т.д. И героиня хороша, и неожиданных поворотов много. Есть маленький элемент постмодернизма: всё происходящее - вроде как пьеса по реальным событиям. Обязательно обращайте внимание на все детали - выплывет в конце. Хорош и сам финал - вечный шоу маст гоу он. Категорически рекомендовано к просмотру.
"Гарри Браун"/Harry Brown (2009)
"Странное время, бедный наш Лондон, стал он для жизни совсем непригодным..." Переносимся в наши дни.
Жил-был обычный британский пенсионер Гарри Браун, чистенький и безобидный с виду старичок в исполнении Майкла Кейна - этакое живое воплощение доброй старой Англии. Обитал он в лондонских трущобах, где свирепствовали уличные бандиты и всякие "понаехавшие". И как-то раз несколько подростков-хулиганов укокошили друга Гарри, тоже милого старичка. Того они не знали, что Гарри - ветеран боёв в Северной Ирландии...
Мы, разумеется, эту историю видели уже не раз. Первая же ассоциация - "Жажда смерти" с Чарльзом Бронсоном. Там тоже немолодой и безобидный с виду дядечка боролся с уличной преступностью по методу маршала Жукова. И мораль примерно такая же: ну, обнулит этот дедушка десяток-другой бандитов - а что изменится? В масштабах страны это мартышкин труд. Лечить надо общество.
Сэр Майкл Кейн неплохо даёт копоти, не забывая при этом, что его герой - не супермен, а больной старик, и все его подвиги - результат не столько военного опыта, сколько везения.
"Аквариум"/Fish Tank (2009)
Ещё одно путешествие в лондонские трущобы.
15-летняя Мия обитает в квартале для бедных вместе с матерью — разбитной разведёнкой — и младшей сестрой, маленьким чудовищем, что курит и ругается, как сапожник. Однажды мама привела домой нового кавалера (Майкл Фассбендер), выходца из другого мира: он почти не пьёт, галантен с дамами, отлично танцует и вообще, много чего умеет — ловить рыбу голыми руками, например. Мия не могла не влюбиться.
Вопрос в другом: а что этот чистюля забыл здесь, в белом гетто? Воспринимает ли он свой новый роман серьёзно, или для него это просто экзотическая авантюра?
Этот фильм - очень серьёзная житейская драма с уклоном в реализм. Даже слегка чернуха. Режиссёр(ка) всеми силами старалась избежать эстетства и «киношности», вот почему на роль главной героини приглашена девочка без какого-либо актёрского образования: кастинг-директор случайно увидел её на железнодорожной станции, дерущейся со своим бойфрендом, и тут же предложил контракт.
В итоге Мия вышла очень убедительной, хотя это слово, пожалуй, не подходит. «Аквариум» — один из тех фильмов, где актёры не пытаются никого ни в чём убедить, они не изображают жизнь, а буквально живут. Для создания этого эффекта режиссёр использовал такой приём: все сцены фильма снимались в хронологическом порядке, сценарий актёрам выдавали по частям, в результате они до самого конца съёмок не знали, чем закончится эта история...
"Прошлой ночью в Сохо"/Last Night in Soho (2021)
Одна симпатичная современная девица, одержимая 60-ми годами, отправляется в Лондон, учиться на модельера. Жить в общаге, среди вакханалии, она не изволит, поэтому снимает комнату у благообразной старушки...
Далее выясняется, что в этой комнате - некий мистический портал в те самые 60-е годы. Героиня сквозь него наблюдает за жизнью одной юной певицы, которая с полвека назад тоже приехала покорять Лондон, но в итоге вынуждена была работать в заведении несколько иного характера. И судя по всему, в этой комнате её и порешили, когда она надумала взбрыкнуть.
Дальше - больше. Девицу-модельера преследуют призраки, а она сама - сурового старика из бара, который, как она уверена, разделался с той певицей и до сих пор на свободе. В реальности там всё немного сложнее.
Фильм уже назвали худшим у Эдгара Райта ("Типа крутые легавые", "Малыш на драйве"). Сюжетная логика и впрямь страдает крупными провалами: героиня видела события прошлого со стороны или сама в них поучаствовала ? Непонятно. Почему призраки сами не расправились с виновником, хотя могли? Неясно. И т.д.
Пишут, что, мол, Эдгар Райт "не может в хоррор". Если рассматривать "Прошлой ночью" как ужастик, то да. Претенциозно, наивно и ни разу не страшно. Хотя это, скорее, музыкально-ностальгическая ретрофантазия о старом-добром Лондоне эпохи "битлов" и Шона Коннери в роли Джеймса Бонда. И в таком качестве фильм отлично работает.
Всем спасибо!
Другие подборки интересных фильмов на канале ЗЛП:
Параноидальные фильмы о том, что доверять нельзя даже близким родственникам.
Напряжённые фильмы, действие которых происходит в институтах для девушек.
Фильмы, похожие на "Игру в кальмара".