Автомобиль ВАЗ-2110 выпускался с 1996 по 2007 год в России, на Украине под маркой «Богдан» до 2013.
За годы производства «десятка» практически не изменилась, но, тем не менее, незначительные изменения в автомобиль вносились, об этих изменениях мы и поговорим.
Наиболее важным изменениям подвергался двигатель. «Десятки» начали выпускать с карбюраторным полуторолитровым двигателем (на некоторых автомобилях стоял «восьмерочный» карбюраторный полуторалитровый мотор ВАЗ-21083), а закончили с инжекторным шестнадцатиклапанным двигателем ВАЗ-21124 объемом 1,6 литра с индивидуальными катушками зажигания, с микропроцессорной системой управления двигателем. Двигатель ВАЗ-21124 по своим характеристикам и применяемым технологиям соответствовал двигателями бюджетных иномарок, выпускавшихся в это время.
Теперь рассмотрим основные изменения интерьера и экстерьера автомобиля. В качестве источников информации об эволюции «десятого» семейства я использовал свою память, т. к. довольно долго ездил на этих автомобилях с 2002 по 2008 год, литературу по ремонту и эксплуатации автомобиля (в которой очень мало информации о датах вносившихся изменений), а также популярные сайты по продаже автомобилей, которыми я пользовался для того, чтобы освежить в памяти те или иные особенности автомобиля и время их появления.
Основные отличительные особенности «десяток» разных лет выпуска: «жабо», отопитель, рулевое колесо, окраска низа дверей, одометр, накладки на пороги, панель приборов, передняя панель кузова («телевизор»), дефлекторы отопления и вентиляции на панели приборов, спойлер на крышке багажника на автомобилях ВАЗ-2112, полностью или частично оцинкованный кузов на автомобилях разных лет выпуска (у меня сложилось впечатление, что до конца двадцатого века «десятки» выпускали с отдельными, оцинкованными элементами (например, на моей «десятке» 1998 года сгнило днище, но пороги были в идеальном состоянии), в начале 21 века пару лет выпускали полностью оцинкованные кузова, потом стали выпускать полностью неоцинкованные кузова).
Для удобства, распределим автомобили на три группы.
1. Ранние автомобили – автомобили, выпущенные до осени 2003 года выпуска (когда появилось новое «жабо»).
2. Средние автомобили – автомобили, выпущенные с осени 2003 до конца 2006 года.
3. Поздние автомобили – автомобили, выпущенные с конца 2006 года (в базовой комплектации появилась «европанель» и рулевое колесо от «Калины» без подушки безопасности).
Основные особенности ранних автомобилей.
1. Раннее «жабо».
2. Нижняя часть дверей, бамперов, крыльев окрашена черной краской.
3. Ранний спойлер на крышке багажника на автомобилях ВАЗ-2112.
Кроме этого были и другие особенности:
- прямоугольная эмблема на решетке радиатора (примерно до 1998 года).
- рулевое колесо от «восьмого» семейства на некоторых самых ранних автомобилях.
- механический одометр на части автомобилях (непонятно по какому принципу он ставился, я лично ездил на карбюраторной «десятке» 1998 года с электронным одометром, но, также лично видел автомобили более поздних лет выпуска с механическим одометром).
- отопитель раннего образца с вертикальной ручкой распределения потоков воздуха, с ранними дефлекторами системы отопления и вентиляции салона (снизу дефлекторов были рычажки открытия-закрытия дефлектора).
- снизу дверей устанавливался резиновый уплотнитель (примерно до 2004 года, когда появились двигатели объемом 1,6 литра).
Основные особенности средних автомобилей (с конца 2003 по 2006 год)
1. Новое «жабо».
2. Нижняя часть дверей, бамперов, крыльев окрашена в цвет кузова.
3. Поздний спойлер на крышке багажника автомобилей ВАЗ-2112.
Кроме того, были следующие особенности.
- пластиковые накладки на пороги.
- передние электростеклоподъемники в базовой комплектации.
- антибликовые зеркала заднего вида.
- новые дефлекторы системы отопления и вентиляции салона (без рычажков открытия-закрытия снизу дефлектора).
- отсутствие резинового уплотнителя снизу дверей (примерно с 2004 года).
Основные особенности поздних автомобилей (с 2007 года).
1. «Европанель».
2. Руль от «Калины» без подушки безопасности.
3. Отопитель с тремя «крутилками».
4. Новая передняя панель («телевизор»).
5. Гидроусилитель руля на некоторых автомобилях.
Про отопитель и «жабо» на «десятом» семействе следует сказать отдельно. На самых ранних автомобилях стояло жабо старого образца (чтобы снять поводки дворников требовалось снять жабо), которое ставилось до осени 2003 года и ставился отопитель с вертикальной ручкой регулирования направления потоков воздуха, которая размещалась между центральными дефлекторами. Потом появился отопитель с горизонтальной ручкой регулирования направления потоков воздуха (примерно с 1999 – 2000 годов), который ставился как со старым жабо, так и с новым жабо, которое ставилось с осени 2003 года, и которое не нужно было снимать для снятия поводков дворников. Отличались также и «крутилки» температуры и скорости вентилятора отопителя – на ранних автомобилях (автомобили со старым жабо, со старым и новым отопителем) было либо две, либо три скорости вентилятора, плюс автоматический режим, на автомобилях с новым «жабо» было четыре скорости вентилятора, но не было автоматического режима. На автомобилях с «европанелью» вместо ручки распределения потоков воздуха появилась «крутилка» (только на самых поздних автомобилях, когда «европанель» пошла в базовой комплектации).
Немного затронем тему литературы по «десятому» семейству. Несмотря на то, что есть достаточно много книг по ремонту и эксплуатации данных автомобилей, качество этих книг постепенно ухудшается. Если в книгах, выпущенных в конце девяностых годов приводились различные чертежи и более глубокие операции по ремонту (например, не просто замена помпы при течи через ее уплотнение охлаждающей жидкости, а ремонт помпы с заменой ее подшипника и уплотнения), то в богато иллюстрированных цветными и качественными иллюстрациями и фотографиями книгах, выпущенных в 21 веке, чертежи практически отсутствуют, а ремонт сводится к замене узлов и агрегатов (в частности, в случае с помпой, просто с иллюстрациями показано как ее поменять). Книг, сравнимых по качеству подачи материала с советскими многокрасочными альбомами семидесятых – восьмидесятых годов (в которых рассказывается про каждый узел и принцип его работы) про «десятое» семейство нет.