Опыт № 1 "Замерзание жидкостей".
Цель: Формирование представления о различия жидкостей, и различиях в процессах их замерзания.
Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей?
Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход опыта: Ребёнок рассматривает жидкости, экспериментирует с ними и определяет различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Выносим стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки рассматриваем и определяем, какие жидкости замёрзли, а какие - нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт № 2 "Откуда берётся иней?".
Цель: Формирование представлений о происхождении осадков.
Проблема: Откуда берется иней?
Материал: Термос с горячей водой, тарелка.
Ход опыта: На прогулку выносим термос с горячей водой. Открыв его, ребёнок увидит пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Ребёнок видит, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляем до конца прогулки. В конце прогулки ребёнок легко увидит на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт № 3 "Разноцветные сосульки".
Цель: Формирование представлений о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал: вода, краски.
Оборудование: формы для замораживания льда, нитки.
Ход опыта: Вспоминаем с ребёнком три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагаем украсить ель разноцветными сосульками. Спрашиваем ребёнка, каким образом можно изготовить такие игрушки. Ребёнок под руководством взрослого составляет алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить, подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Вывод: Вода изменяет цвет и замерзает.
Опыт № 4 "Где лучики?".
Цель: Формирование представлений, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Проблема: От чего зависит форма снежинки?
Материал: Темная ткань, лупа, вертушки.
Ход опыта: Дать ребёнку понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у ребёнка, как он думает, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Ребёнок высказывает своё предположение. Взрослый предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу.
Вывод: Снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.