Найти в Дзене
Журнал Рейс

Грузовик КАМАЗ‑54901. Поколение 5

Оглавление

Чем замечателен седельный тягач КАМАЗ‑54901? Тем, что этот грузовик флагманский, основоположник пятого поколения автомобилей Камского автозавода. Тягачи К5 ориентированы на междугородние и международные перевозки

Умнее, чем роботы

Цифровой индекс в обозначении вроде бы должен представлять тягач, как модификацию КАМАЗ‑5490, то есть «КамАксора», но это не так. Завод находится в поиске оригинального названия для своей машины, а пока она обозначается только индексом. При этом КАМАЗ‑54901 и КАМАЗ-5490 это, как говорится, «две большие разницы». И отличия вовсе не в облицовке радиатора и бампере. Здесь совершенно другие кабина, двигатель, трансмиссия, рама. На более высоком уровне насыщенность электроникой, системами безопасности.

Новые тягачи семейства К5 оснащают только двигателем КАМАЗ‑910 Евро‑5, мощностью 450 л.  с. и только автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon 12TX2621.

У двигателя КАМАЗ-910 диапазон мощности от 380 до 550 л. с., момент до 2540 Н·м. Для ресурса этого мотора пробег в 100 тыс. км несущественен
У двигателя КАМАЗ-910 диапазон мощности от 380 до 550 л. с., момент до 2540 Н·м. Для ресурса этого мотора пробег в 100 тыс. км несущественен

Простых механических коробок здесь нет. Автоматизированные КП Traхon «умнее», чем прежние «роботы» ZF AsTronic и имеют большее быстродействие. Их проще адаптировать под превентивную систему круиз-контроля типа «мерседесовской» Predictive Powertrain Control (PPC). А еще на семействе AsTronic не было режимов «накат» и «раскачка», а у Traхon они есть. Пока коробки ZF Traхon 12TX2621 поставляют из Германии, но в начале 2022 года планируется начать их выпуск на СП «ЦФ КАМА» в Набережных Челнах.

Коробку передач ZF Traxon 12TX2621 скоро будут выпускать в Набережных Челнах
Коробку передач ZF Traxon 12TX2621 скоро будут выпускать в Набережных Челнах

Импорт – временное решение

На КАМАЗ‑54901 применяют оригинальную раму увеличенной прочности. Передний мост вовсе не семейства КАМАЗ‑5490 или 6520, а 8-тонный импортный, китайской компании Shaanxi Hande Axle. Единственное, что связывает КАМАЗ‑5490 и 54901 – это 13-тонный ведущий гипоидный мост Mercedes-Benz Actros, только у тягача К5 с 3,07 до 2,27 уменьшено передаточное число. Недоброжелатели наверняка скажут: «Оси покупные, своих сделать не могут». Но Камский автозавод серьезно работает над выпуском аналогичных мостов, импортные – временное решение. Если сложить цифры возможных осевых нагрузок, то получится, что тягач способен работать с полной массой в 21 тонну при том, что он 19-тонный и обязательно есть датчики на осях. Такой запас нужен не для работы с постоянным и жестким перегрузом, а для компенсации непредсказуемых динамических нагрузок, которые оказывают на автомобиль русские дороги.

У КАМАЗа-54901 и Mercedes-Benz Actros четвертого поколения каркасы кабин совершенно одинаковые. Разница – в дизайне оформления фасадов
У КАМАЗа-54901 и Mercedes-Benz Actros четвертого поколения каркасы кабин совершенно одинаковые. Разница – в дизайне оформления фасадов

Тормоза КАМАЗ‑54901, конечно же, дисковые по кругу. Гидроусилитель руля производства Bosch, раньше бы его назвали ZF. Он может быть полностью гидравлическим, а может быть дополнен электроусилителем. Кстати, без электрического контура в рулевом управлении невозможно было бы создать грузовик с автопилотом, а в Челнах сейчас активно работают по этой теме и именно на основе тягача КАМАЗ‑54901.

Еще по теме:

Двухтопливный КАМАЗ

Первый российский тест-драйв

Демонстрации экономичности

Новый дизель для нового тягача