Найти тему
Киновия

Яков Протазанов

Несмотря на официальные запреты и недоверчивое отношение к кинематографическим изыскам со стороны священноначалия, в ранние русские ленты, так или иначе, просачивались религиозные мотивы. Связано это, в первую очередь, с началом экранизации литературных произведений классиков. Уже в 1910 – ых появляются первые киноверсии «Идиота», «Преступления и наказания», лермонтовского «Демона» и других. В это же время на горизонте новой индустрии возникает одна из самых неоднозначных фигур среди русских режиссеров ХХ столетия, авангардист и любимец Луначарского, «советский Гриффит» - Яков Александрович Протазанов. К этому неординарному, избегавшему публичной жизни кинематографисту, снявшему за свою жизнь более сотни картин, современники и исследователи относились и продолжают относиться по-разному. Однако, тот факт, что он был новатором, стоявшим у истоков русского кино, вряд ли будет кем-то оспариваться.

Многие работы Протазанова так или иначе были связаны с религиозной темой. Несмотря на то, что некоторые современники характеризовали его, как весьма набожного человека (в эмиграции он регулярно посещал православные богослужения), в его фильмах Церковь как институт, попадала под мощную и неприкрытую сатиру. Священнослужители и духовные лица у режиссера появлялись в кадре только для того, чтобы показать свою алчность и корысть. Снятый Протазановым в 1930 году фильм «Праздник святого Йоргена» по книге датского писателя Гаральда Бергстеда «Фабрика святых» (запрещенной Ватиканом сразу же после издания), демонстрирует клириков, обманывающих и обдирающих свою паству, в то время как их самих обводил вокруг пальца обычный проходимец, выдающий себя за святого (привет Сереже Торопу). Примечательно то, что в киноленте, безусловно соответствующей антирелигиозному духу времени и наполненной кощунственными изображениями, в качестве объекта сатиры выступает не Православная, а Католическая церковь. Нападки на католиков в советских фильмах 30-40 – ых гг. были ничем иным, как идеологическим вектором, выставленным вождем советского народа, в деле воссоздания мощной восточной империи. «Праздник святого Йоргена» первоначально снимался как немой фильм, интертитры для которого написали, с присущей им иронией, И. Ильф и Е. Петров, а в качестве естественной декорации использовали армянскую Церковь св. Рипсиме в Ялте. Главную роль проходимца исполнил Игорь Ильинский, ставший, впоследствии одним из самых известных советских актеров. В 1935 году фильм озвучили.

https://t.me/kinovia

#историярусскогокино #протазанов #православие