Современное образование предоставляет детям разные форматы и новые возможности для обучения. В последнее время стало реальностью то, что невозможно было представить еще пару лет назад: учащийся во время занятия сидит дома, а учитель - за много километров от него. Обучение происходит с помощью информационно-коммуникативных технологий (компьютера с выходом в Интернета, видеоконференци). Есть ли здесь проблема с точки зрения эффективности образования и какая она применительно к иностранному языку?
Особенность детского возраста состоит в том, что дети развиваются в условиях непосредственного контакта со взрослым, как значимым человеком. Физическая близость с взрослым с рождения ребенка позволяет создавать для ребенка условия защищенности и безопасности, формирует у него представление об общем психологическом пространстве, в котором есть другой человек, принимающий участие в удовлетворении потребностей ребенка, инициирующий его эмоции и помогающий решать возникающие проблемы. Физическое отдаление от родителей в детском возрасте всегда негативно сказывается на развитии ребенка (например, хорошо известно явление госпитализма – снижения темпов психического развития при длительном нахождении маленького ребенка в больнице).
Школьное обучение является продолжением отношений ребенка со значимыми в его жизни людьми. Благодаря системе оценок формируется школьная мотивация ребенка. Кроме этого, обучение в группах способствует формированию коммуникативных навыков, навыков совладания со своими переживаниями неуспешности, развитию умения конкурировать со сверстниками, что запускает соревновательный интерес и побуждает равняться на лучших.
И вот всего этого лишено онлайн обучение. Нет состязательности, нет сверстников, нет эмоций, а преподаватель где-то там и авторитет его совсем не тот, когда он рядом. Нельзя получить самое главное - ощущение подлинности жизни. Все от ребенка отдалено. В сущности, остается только он и школьные предметы, что создает главную проблему для родителя– проблему мотивации обучения ребенка. В контексте обучения иностранному языку, особенно вне школы, на дополнительных занятиях, это означает, что, у педагога не так и много средств для мотивирования ребенка: из-за слабости эмоциональных связей при он-лайн обучении его авторитет ниже, чем при очных занятиях, практически отсутствует соревновательность, а еще можно вспомнить, что и самостоятельность ответов у детей постарше – под большим вопросом.
Так получается замкнутый круг: фундаментальное условие роста и развития ребенка – отношения со значимыми другими (взрослыми и сверстниками) при онлайн обучении ослабляются, без подлинной включенности в обучение нет радости от познания, исчезает чувство гордости («Я могу» ребенку и сказать-то некому, не говорящей же голове в мониторе?) и с нею исчезает мотивация.
А много вы видели детей, которые хорошо учатся, когда им не хочется?