Найти в Дзене
Артём Юпинов

В торговых войнах с Францией Англия обладала рядом преимуществ

В торговых войнах с Францией Англия обладала рядом преимуществ. Главнейшим из них было то, что Англия уже совершила свою буржуазную революцию, а Франция только шлак ней. Отсталость социально-экономического и политического строя Франции, засилье дворян, произвол чиновников, деспотизм королевской власти, бесправное положение буржуазии были основными причинами конечного поражения феодально-абсолютистской Франции в ее соперничестве с буржуазной Англией. Одновременная война на море (против Англии) и на суше (против континентальных государств, блокировавшихся с Англией) истощила силы Франции и ускорила приближение кризиса феодально-абсолютистской монархии.
Что же касается англичан, то, пользуясь преимуществом своего островного положения, они по существу ограничивались ведением морской и колониальной войны. Участвуяв войнах на европейском континенте, Англия использовала попеременно то Австрию, то Пруссию в качестве своих союзников, которых она снабжала деньгами и оружием. Основная задача, к

В торговых войнах с Францией Англия обладала рядом преимуществ. Главнейшим из них было то, что Англия уже совершила свою буржуазную революцию, а Франция только шлак ней. Отсталость социально-экономического и политического строя Франции, засилье дворян, произвол чиновников, деспотизм королевской власти, бесправное положение буржуазии были основными причинами конечного поражения феодально-абсолютистской Франции в ее соперничестве с буржуазной Англией. Одновременная война на море (против Англии) и на суше (против континентальных государств, блокировавшихся с Англией) истощила силы Франции и ускорила приближение кризиса феодально-абсолютистской монархии.
Что же касается англичан, то, пользуясь преимуществом своего островного положения, они по существу ограничивались ведением морской и колониальной войны. Участвуяв войнах на европейском континенте, Англия использовала попеременно то Австрию, то Пруссию в качестве своих союзников, которых она снабжала деньгами и оружием. Основная задача, которую ставила себе при этом Англия, заключалась в том, чтобы, во-первых, не допустить захвата Голландии сильной континентальной державой и, во-вторых, используя систему своих европейских союзов, нанести удар Франции, претендовавшей на гегемонию в Европе, а если удастся, то и захватить все или часть французских заокеанских владений.
В войне за Испанское наследство (1701—1713) Англия не допустила соединения испанских и французских колоний под фактическим верховенством Франции. Тогда же Англия овладела Гибралтаром и некоторыми территориями в Северной Америке (Акадия).
В войне за Австрийское наследство (1740—1748) ни та, ни другая сторона не одержала решающего успеха. В Индии французы овладели Мадрасом и на короткий срок распространили свое влияние на значительную часть Декана, но по мирному договору 1748 г. они не смогли удержать Мадрас. Его пришлось вернуть англичанам в обмен на крепость Луисбург, захваченную последними в Канаде.
Мир 1748 г. положил конец военным действиям только в Европе. В североамериканских колониях и в Индии война фактически продолжалась. Война за Австрийское наследство окончательно подорвала морское могущество Франции. К концу этой войны большинство французских фрегатов и линейных кораблей покоилось на морском дне. После заключения мира Франция располагала всего 67 линейными кораблями против 140 английских. Семилетняя война закончилась разгромом Франции на море и в колониях. В Северной Америке Франция навсегда потеряла Канаду, в Вест-Индии она лишилась нескольких островов. В Индии англичане разрушили хрупкое здание французского господства; Франция, правда, сохранила здесь пять приморских городов, но они были разрушены, а стены их срыты. Все, что потеряла побежденная феодально-абсолютистская Франция, приобрела капиталистическая Англия. Она стала господствующей силой в Индии, а после завоевания Канады — и в Северной Америке, и на долгий срок завоевала положение самой сильной морской державы. Ограбление колоний и особенно Индии ускорило промышленный переворот в Англии и способствовало превращению ее в «промышленную мастерскую мира».
[Картинка: img_185.png]
ЧАСТЬ III
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЫ В XVIII ВЕКЕ. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЙ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ. КАНУН ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
[Картинка: img_186.png]
ГЛАВА XVI
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
[Картинка: img_187.png]
Центральное место в истории России первой половины XVIII в. занимают петровские преобразования и Северная война. Преобразования не ломали сложившегося социально-экономического строя страны; напротив, они еще более усилили крепостную неволю и упрочили господство дворянства, подняв одновременно значение купечества. Вместе с тем реформы, осуществленные Петром I, оказали глубокое влияние на последующее развитие России. Российская империя первой половины XVIII в. существенно отличалась от отсталой в хозяйственном, военном и культурном отношении России XVII столетия наличием более развитой промышленности, централизованными и упорядоченными административными учреждениями, первоклассными армией и флотом, светскими школами и общим подъемом науки и культуры.
1.Внутренняя и внешняя политика России в конце XVII в.
Преобразованиям предшествовала острая борьба группировок внутри господствующего класса. Родовитая боярская знать постепенно утрачивала свое руководящее положение в государстве и оттиралась незнатными по происхождению выходцами из рядового дворянства. Вместе с чинами новая служилая знать получала крупные земельные пожалования. Утверждение абсолютизма изменило также положение церкви в государстве. Церковь все больше превращалась в орудие светской власти. Был ограничен рост церковного землевладения. Судьбу родовитой знати и духовных феодалов в известной мере разделяло стрелецкое войско. Консервативное боярство и духовенство рассматривало стрельцов как вооруженную опору и орудие осуществления своих целей. Увеличение тягот военной службы, отрыв от занятий торгами и промыслами в связи с походами, создание новых полков регулярного строя вызывали среди стрельцов недовольство. Поэтому интересы части боярства и духовенства на известном этапе совпадали с интересами стрельцов.
[Картинка: img_188.jpeg]
Московский стрелец. Рисунок Э. Пальмквиста 1674 г.
В результате стрелецкого восстания 1682 г. власть оказалась в руках старшей сестры Петра I, царевны Софьи, и ее фаворита князя В. В. Голицына. Однако Софья не удовлетворилась положением правительницы при несовершеннолетних царях Петре (род. в 1672 г.) и Иване (тяжело больной, он не принимал участия в делах и умер в 1696 г.) и добивалась венчания на царствование. Силы, противодействовавшие замыслам Софьи, сосредоточивались в селе Преображенском под Москвой, в резиденции Петра и его матери. Здесь в противовес стрелецкому войску, на которое опиралась Софья, создавались потешные полки. Первоначально они предназначались для военных забав подраставшего Петра, а затем постепенно превратились в настоящее регулярное войско.
Обе группировки исподволь готовились к схватке, которая и произошла летом 1689 г. В ночь на 8 августа Петр получил сведения о заговоре стрельцов, намеревавшихся захватить и убить его в Преображенском. В одной рубашке он вскочил на коня и поскакал к Троице-Сергиеву монастырю. Сюда, под мощные стены монастыря-крепости, стали стекаться сторонники Петра, сюда же спешно были вызваны потешные Семеновский и Преображенский полки. Софья пыталась вновь обратиться к стрелецкому войску, однако на стороне Петра оказалась подавляющая масса дворян. Стрельцы не рискнули поддержать Софью, и она была заточена в Новодевичий монастырь. Так попытка реакционных феодальных кругов захватить власть потерпела полную неудачу. На престоле утвердился Петр I, проявивший себя как выдающийся государственный деятель и полководец.
Азовские походы
Первым крупным шагом внешней политики нового правительства, возглавляемого Петром, явилась организация похода в традиционном для второй половины XVII в. направлении — на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Но правительство на этот раз учло все невыгоды прежнего операционного направления, когда русской армии, чтобы настичь противника, приходилось преодолевать безводные степи, и направило главные силы не против Крыма, а против Азова, крупнейшей турецкой крепости в устье Дона. Летом 1695 г. русские войска осадили Азов. Однако блокировать его не удалось из-за отсутствия флота, в то время как турки беспрерывно доставляли морем подкрепление и запасы осажденным, а татарская конница нападала на русские тылы. Несогласованность действий русских войск, находившихся под началом трех независимых друг от друга командиров, привела к тому, что дважды проведенный штурм Азова не принес успеха, осада была снята, и войска отступили в глубь страны.
Зимой 1695 г. началась энергичная подготовка ко второму Азовскому походу. При этом основное внимание было сосредоточено на строительстве флота. Осада Азова на этот раз шла успешно, бомбардировкой была разрушена часть крепости, а наличие флота позволило блокировать Азов с моря. Не дожидаясь штурма, турки сдали крепость (18 июля 1696 г.). Эта победа открыла России доступ к Азовскому морю и позволила приступить к более широкому строительству военно-морского флота. В Москве была устроена торжественная встреча победителям, войска во главе с Петром прошли через Триумфальные ворота.
Занятие Азова, однако, не обеспечивало еще выхода к Черному морю, остававшемуся внутренним турецким морем; надлежало овладеть Керченским проливом. Для продолжения войны было решено в том же 1696 г. в течение двух лет построить 52 крупных корабля.
[Картинка: img_189.jpeg]
Пётр I. Портрет работы И. Никитина. 1721 г.
Великое посольство
Одновременно со строительством флота были предприняты шаги к созданию антитурецкой коалиции из европейских государств. В 1697 г. Россия, Австрия и Венеция заключили наступательный союз против турок сроком на три года. Перед русской дипломатией стояла задача — укрепить этот союз, добиться привлечения в его состав новых государств. С этой целью в том же 1697 г. за границу отправилось «великое посольство». Помимо выполнения дипломатических задач, посольство должно было нанять на русскую службу моряков, ремесленников, артиллеристов и прочих специалистов. Посольство сопровождали волонтеры из числа знатной дворянской молодежи, направленной за границу для обучения военно-морскому делу и кораблестроению.
В составе посольства, официально возглавляемого Ф. Я. Лефортом, Ф. А. Головиным и П. Б. Возницыным, инкогнито находился Петр I. За границей любознательный и энергичный царь восполнял пробелы своего скудного образования. Работа на Зандамской (Саардамской) судостроительной верфи в качестве плотника и посещение Англии, где Петр совершенствовал полученные в Голландии знания по кораблестроению, не мешали ему руководить дипломатической деятельностью посольства.
Однако план расширения союза не встретил поддержки в Западной Европе. Морские державы — Голландия и Англия — отклонили его вследствие своей заинтересованности вторговле с Турцией, а также в связи с подготовлявшейся войной за Испанское наследство. Опасаясь усиления России, отказалась от активных действий и Австрия, в столицу которой Петр прибыл летом 1698 г. Из Вены он собирался поехать в Венецию, но в июле получил тревожные известия из Москвы и срочно выехал в Россию. На обратном пути Петр вел переговоры с польским королем Августом II. Эти переговоры были завершены позднее в Москве заключением соглашения о совместной борьбе со Швецией, к которому присоединилась и Дания.
[Картинка: img_190.jpeg]
Русский флот под Азовом. Гравюра 1699 г.
Стрелецкий бунт 1698 г.
Известием, встревожившим Петра во время его пребывания в Вене, было донесение о новом стрелецком бунте. Стрелецкое войско, находясь на западной границе, в районе Великих Лук, самовольно двинулось к Москве. Оно было разбито верными правительству войсками недалеко от Москвы, под Новым Иерусалимом. Дополнительное расследованиепричин выступления стрельцов, произведенное при участии Петра по его возвращении в Москву, показало, что нити заговора находились в руках царевны Софьи, содержавшейся в монастыре. После следствия, установившего, что Софья с помощью стрельцов намеревалась свергнуть Петра, около 800 стрельцов было казнено, а остальные отправлены в ссылку. Эта расправа означала конец стрелецкого войска.