Найти тему
Автомобили и люди

Как правильно выбрать инструмент для ремонта автомобиля

Оглавление

Даже тем, кто не занимается ремонтом автомобилей на постоянной основе, а просто периодически любит поковыряться с машиной в своём гараже, нужно иметь под рукой качественный и удобный инструмент. Пары отвёрток и разводного ключа для этого явно недостаточно. Не подойдёт и дешёвый ширпотреб, в изобилии присутствующий на прилавках хозяйственных магазинов. Думаю те, кому доводилось мучиться с сорванными головками болтов и гаек или мазать йодом и заматывать пластырем сбитые руки, со мною согласятся.

Многолетний опыт обслуживания автомобильной техники показывает, что для выполнения ремонтных работ, как минимум, необходимы наборы:

  • Рожковых и накидных ключей.
  • орцевых головок с трещотками, карданами и удлинителями.
  • Насадки стандарта TORX и под внутренний шестигранник.
  • Отвёрток с крестообразными и плоскими жалами.
  • Съёмников и выколоток.

А ещё потребуются динамометрический ключ, разного размера клещи, пассатижи, круглогубцы и вспомогательные захваты, а также специализированные оправки.

Тем, кто собирается заниматься ремонтом электрооборудования, следует приобрести:

  • Банальные кусачки.
  • · Мультиметр.
  • Оснащение, необходимое для компьютерной диагностики.

Впрочем, электрооборудование – это отдельная тема, и в данной статье я не буду её рассматривать. Сосредоточимся на слесарном инструменте.

Чем шире ассортимент инструмента, тем больше возможностей для выполнения сложных работ. Конкретные типоразмеры рожковых и накидных ключей, торцевых головок и насадок следует выбирать с учётом особенностей конструкции обслуживаемых автомобилей. Тут сложно дать конкретные рекомендации. Поэтому поговорим о другом.

Материал имеет значение

Начнём с материала, из которого изготовлен инструмент. Тратить деньги на покупку изделий, маркированных надписями Drop Forged Steel, однозначно не стоит.

-2

Изготовленные из обычной стали методом ударного прессования, они не обладают достаточной прочностью и быстро окажутся в помойном ведре. Но это ещё полбеды. Лопнувшие губки рожковых ключей или зализанные грани торцевых головок часто становятся причиной получения серьёзных травм и повреждения дорогостоящих деталей и узлов. Так что такое оснащение – в топку. Пользоваться услугами мастеров, в арсенале которых присутствует подобный ширпотреб, я бы тоже не стал.

Другое дело инструмент, получивший маркировку Chrome-Vanadium. Инструментальная сталь с высоким содержанием хрома и ванадия стоит довольно дорого. Зато она обладает необходимой прочностью, устойчива к износу и пригодна для длительной эксплуатации. Это – выбор профессионалов.

Форма решает многое

Теперь поговорим о форме. И сначала рассмотрим торцевые головки. Как известно, они бывают шестигранные и двенадцатигранные. Последние удобнее в том плане, что позволяют осуществлять захват крепежа, расположенного в труднодоступных местах.

Двенадцатигранные торцевые головки
Двенадцатигранные торцевые головки

Однако при использовании двенадцатигранных головок велика вероятность, что вы сорвёте грани болтов или гаек, затянутых с большим усилием или просто закисших и приржавевших. Такой инструмент подходит для регулировочных работ. Но там, где возникают значительные нагрузки, следует использовать шестигранные головки. Но и с ними всё не так просто.

Не покупайте головки с ровными плоскостями захвата. Они создают усилие на рёбрах болтов и гаек, зализывая их и усложняя дальнейшую работу с крепежом. Правильно изготовленный инструмент должен иметь захватывающие захваты сложной формы, выпуклые или с поднутрениями, позволяющими прикладывать усилие не к рёбрам, а к плоскостям болтов и гаек, что снижает риск деформации крепежа. Головки в наборе должны быть стандартными и удлинёнными. Хорошо, если на их наружной поверхности есть насечки, дающие возможность, при необходимости, вращать инструмент пальцами.

Торцевые головки правильной формы
Торцевые головки правильной формы

То же самое можно сказать и о форме захватов рожковых и накидных ключей. В случае с рожковыми ключами имеет значение и толщина губок. Понятно, что толстые губки прочнее и позволяют прилагать большее усилие. Однако они затрудняют доступ к крепежу, расположенному в неудобных местах.

К торцевым головкам должны прилагаться правильной конструкции трещотки и воротки. Здесь следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Трещотки с крупным шагом прочнее и способны выдерживать большее усилие. Но мелкий шаг даёт возможность манипулировать инструментом в ограниченном пространстве.
  • Целесообразно иметь в арсенале вороток длиной не менее метра. Он даёт возможность развивать большое усилие, необходимое для отворачивания сильно затянутых или закисших болтов и гаек. Высокой прочностью обладают титановые воротки. Однако титан – специфический материал. Он пружинит, что может создать проблемы при работе с инструментом.
  • Жёсткий пластик, из которого изготавливаются накладки на ручки трещоток и воротков, выглядит не очень презентабельно и иногда давит на ладони. Но мягкие резиновые и пластиковые накладки раскисают при неизбежном в процессе ремонта автомобиля контакте со смазочными материалами.

Очень полезно, если механизм трещотки разборный. Это даёт возможность очищать его от загрязнений и смазывать. Приятным дополнением станет шарнирное соединение головки и ручки трещотки. Главное, чтобы это соединение было прочным.

Неплохой пример качественного воротка
Неплохой пример качественного воротка
Этот же вороток с другой стороны
Этот же вороток с другой стороны

В конструкции современных автомобилей всё чаще встречаются метизы, для отворачивания которых требуются насадки TORX или под внутренний шестигранник. На наборах такого инструмента экономить категорически недопустимо. Слишком легко скручивающиеся и заламывающиеся биты повреждают головки болтов.

-7

Лучше потратиться на один хороший набор, чем потом мучится с изуродованным крепежом. Обратите внимание, что в комплекте насадок, изображённых на фотографии, присутствует удобный переходник с насечкой, а насадки промаркированы цветом. Это – оптимальный вариант.

Непростые отвёртки и хитрые клещи

Обычные, используемые в домашнем хозяйстве отвёртки, разумеется, подходят для регулировочных работ и откручивания слабо затянутых винтов. Но если возникнет необходимость приложить значительное усилие, то лучше иметь под рукой инструмент, по ручке которого можно постучать молотком. За шестигранные головки можно взяться торцевой головкой, рожковым или накидным ключом, если возникнет необходимость увеличить усилие.

-8

Такие отвёртки стоят довольно дорого, но их наличие в арсенале существенно упрощает жизнь. Расходы на приобретение подобного инструмента полностью оправданы.

Кроме обычных пассатижей и круглогубцев, стоит обзавестись клещами с регулируемой шириной захвата.

-9

Они позволяют развивать большее усилие при удержании деталей, которые невозможно захватить гаечными ключами.

Захваты и съёмники

А ещё обязательно понадобятся различные съёмники, начиная с захватов для демонтажа запорных колец.

-10

Эти захваты бывают разными: обычными и угловыми, прямого и обратного действия. Среди прочих съёмников можно упомянуть устройства для снятия:

  • Шаровых опор.
  • Подшипников.
  • Запрессованных втулок.

Тем, кто намерен заниматься переборкой двигателей, придётся обзавестись рассухаривателями для клапанов и оправками для поршневых колец. Тут давать конкретные рекомендации сложно, поскольку инструмент приходится подбирать с учётом особенностей конструкции конкретной техники. Точно можно сказать только одно: зачастую устройства, изготовленные в кустарных условиях, оказываются надёжнее и эффективнее продукции известных брендов. Так что не ведитесь на красивый внешний вид и известные марки.

Крайне полезно обзавестись пинцетом, а ещё лучше – хирургическим зажимом. С помощью таких устройств можно доставать детали, оказавшиеся в труднодоступных местах.

Хирургический зажим
Хирургический зажим

Безусловно, вы можете приобрести продукцию известных брендов, таких как Snap-One, Metrinch или Beta-Tools. Авторитет этих марок очень высок, но и стоимость продукции соответствующая. Покупка подобного оснащения оправдана, если занимаетесь профессиональным ремонтом автомобилей и обеспечены хорошо оплачиваемыми заказами. В остальных случаях вполне можно обойтись инструментами попроще. Я не буду перечислять конкретных производителей – их на рынке довольно много – а размещу, в качестве наглядных примеров, фотографии наборов, неплохо зарекомендовавших себя в деле.

По состоянию инструмента можно понять, что им пользовались неоднократно
По состоянию инструмента можно понять, что им пользовались неоднократно
Этот набор более новый, но уже тоже побывал в деле
Этот набор более новый, но уже тоже побывал в деле
Неплохой вариант, но ручку могли бы сделать и поудобнее
Неплохой вариант, но ручку могли бы сделать и поудобнее
-15

Надеюсь, что эта информация окажется вам полезной. Помните, что скупой платит дважды, а излишняя экономия на инструменте никогда не доводит до добра. И если есть вопросы, спрашивайте. Постараюсь ответить.