Найти тему
MIXМИР

Трагедия в Кузбассе есть системный провал в обеспечении промбезопасности всей нашей постсоветской промышленности.

(чем глубже наша экономика погружается в пучину пресловутого рынка, форматируемого западными стандартами, тем больше приходит понимание, что для нашего постсоветского пространства, навязываемые структуры общественно-экономической формации - малоприемлемы, очевидно, что простое копирование западного рынка сомнительно и требуется нечто иное, нечто из разряда паллиатива, ибо менталитет нашего народа нельзя игнорировать и нужно помнить весь прошлый урок строительства коммунизма, где также было проигнорировано очень многое из природного человеческого естества и его подсознания)

Мы продолжаем то, что мы уже много наделали.//Черномырдин В.С.//

ФОТО  ЯНДЕКС-КАРТИНКИ
ФОТО ЯНДЕКС-КАРТИНКИ

Для российской реальной экономики вопросы капитальных затрат чрезвычайны. Желание выжать максимальную прибыль из тех ещё тысяч советских предприятий, которые сегодня разошлись по частным владельцам, никак не мотивирует на обновление основных фондов. Все, кто близок к теме отечественной промышленности, знают, что износ не только оборудования, но и собственно зданий и сооружений давно превзошел все возможные сроки и ресурсы. Потому и трагедии на производстве будут лишь накапливаться, а происшествия, подобные разливу нефтепродуктов на базе в Норильске могут стать регулярными. Увы, все имеет срок годности и если нет надлежащего обновления и реконструкции основных фондов, то ЧП и катастрофы неизбежны.

Наши эффективные менеджеры управленцы имеют обратный вектор тяги, задача реновации производства и технического перевооружения никак не вписывается в каноны их рыночной экономики. Практически всё наше постсоветское промпроизводство, особенно в тяжелой промышленности, нуждается в серьезных финансовых вливаниях. А здесь большая проблема, ибо банкиры не заинтересованы в долгих кредитах и низкой процентной ставке. Крупные производства или холдинговые структуры без какого-либо собственного источника финансирования не имеют реальной возможности успешно конкурировать с импортным товаром. Таким образом, говорить о скором реальном возрождении отечественной промышленности крайне оптимистично. Если что-то из серьезных проектов и делается, то это, прежде всего, в нефтегазовом секторе и для его нужд. Отдельные новые производства, например, на том же Сибуровском Тобольском нефтехимическом комбинате, скорее можно считать исключением из правил.

Теперь вернемся к горной промышленности, где горнокапитальные затраты также являются мощнейшим камнем преткновения для самых разных частных собственников. Если на открытых разработках коэффициент вскрыши в себестоимости добычи полезных ископаемых является весомым фактором удорожания, а вопросы безопасности определения заоткоски бортов карьеров на грани фола и тихо ложатся под сукно, то при подземных разработках пренебрежение комплексом мер ТБ неизбежно заканчивается трагедиями. Вот насколько, вообще, безопасно иметь протяженность подземных горных выработок в 40 км на той же шахте "Листвяжской"? Возможно, что было бы куда надежнее пройти несколько отдельных стволов, устроить несколько подъемов, но такие затраты владельцы шахты не готовы нести. Более того, вся система контроля за концентрацией метана и загазованности сознательно отключается или загрубляется тем или иным способом. Чего греха-то таить - это ведь практически повсеместная практика в угледобыче подземным способом. Нигде не говорят об этом, отмалчиваются, но всякий шахтер просто подтвердит такие нарушения.

Ну, а то, что средства индивидуального спасения - самоспасатели не в рабочем состоянии, так это просто вопиющее преступление. И, к глубокому сожалению, это тоже из разряда обыденного. Все меры безопасности прописаны кровью людской и когда надзорные органы закрывают глаза на нарушения, то трагедий не избежать. Проблема в том, что все дело упирается не только в безопасность, но и невозможность найти в таких местах иную работу, т.е. возникает социальная дилемма и власти тут не готовы жестко требовать с собственников предприятий соблюдение самых разных норм и трудового законодательства, и надлежащего надзора за промбезопасностью или аспектами экологии. Вот этот порочный круг и продолжает свое существование ещё со времен распада СССР и все работники на той же шахте, по сути, заложники ситуации: от директора до горнорабочего. Возможно, что региональным властям нужны гораздо большие полномочия и возможности для реализации их требований к собственникам предприятий, вплоть до вопроса инициирования в судах смены владельцев.

Вечная память погибшим, но то, что такое не повториться говорить не приходиться. Горняцкий труд был и остается в перечне опасных профессий и здесь важно выстроить реальную рабочую систему промышленной безопасности. Очередные авральные проверки в отрасли никак не прибавят финансирования на нужды охраны и безопасности труда. Человеческий фактор был и остается вне всяких категорий, а законы экономики не видят за цифрами отчетов человеческие трагедии. Мы слишком бедны, чтобы свернуть многие низкорентабельные производства, а потому в ближайшую перспективу всё останется на своих местах. И нет тут простого решения, нет пути без человеческого горя, увы.