......Поднимаюсь по ступенькам, захожу. Сидит барин, на шее цепь золотая, пузо голое из расстёгнутой рубахи выпирает....
Клиенты. Сколько их разных побывало у нас. Всех конечно не помню. Но попробую классифицировать.
Клиенты «давайте поиграем со шрифтами». Как часто мы слышим эту фразу. Мне кажется она уже давно стала крылатой. «А давайте так, а подвиньте сюда, а поменяйте цвет». Клиент включает из себя эдакого дизайнера, а ты только выполняешь его указания. Итог как правило один. Все остается как было. Но сам факт участия в процессе создания макета доставляет клиенту истинное удовольствие.
Клиенты зануды. Господи! Нужна элементарная наклейка на какую-нибудь приблуду. А он уже минут десять обьясняет. И повторяет одно и тоже, нудя и волнуясь, а вдруг мы не понимаем, что это такое. А для него это жизненно важно! А ты слушаешь, терпеливо или не очень), объясняя, что все понимаешь, уже давно разобравшись в его вопросе.
Клиенты «восторженные». Которые радуются самым элементарным вещам. Обычная открытка, кружка, визитка, список можно бесконечно перечислять. «Ах, какая прелесть, ах, как красиво, ах, какие вы молодцы!» Ты конечно же радуешься вместе с ним, удивляясь такой восторженной наивности. И получаешь при этом позитивные эмоции. И благодарен ему за его радость.
Клиенты друзья. Как-то происходит контакт и ты с первой встречи переходишь на «ты». Отрабатываешь заказ и общение не прекращается. Созваниваемся, болтаем ни о чем, хохочем. Просим друг у друга совета, помощи. Ездим друг к другу в гости. И ни время, ни расстояния уже не в силах разорвать эти отношения.
Клиенты «монстры». Крупные предприятия города. Сначала ты делаешь себе имя, зарабатываешь репутацию. Добиваешься их внимания. А потом просто по звонку: «Лена, привет, надо это». И ты не задумываясь, без предоплаты, без откладываний в долгий ящик делаешь. Уверена, не подведут, заберут, оплатят. Так же как и они уверены во мне. И это только ещё сильнее укрепляет связь.
Так у меня со многими. Верю в людей, верю людям на слово.
Не все правда честные.
Отец одноклассницы сына. Знаем друг друга сто лет. Работали, все хорошо. Но что-то пошло не так. Заказал, обещал оплатить. Не забрал, не заплатил, стал избегать. Уже лет пять прошло. Я не обеднела, но стремно как-то. А ему видимо нет.
Или вот. В канун новогодних праздников работы всегда больше. Нервы порой на пределе. Надо успеть все заказы в срок отдать. Бесконечный круговорот. Первый клиент, второй, третий, снова первый. Вот в такой момент появился он. Сначала вроде все как обычно. Приличный, из православной гимназии. Заказал входную вывеску. Отработали. Все понравилось. Потом его жена стала заказывать мелочь, открытки. Мы без предоплаты печатаем. Лежат день, два, звоню: «Заберите». Проходит неделя, лежат. Открытки новогодние, а завтра последний рабочий день в году. Переживаю и снова звоню: «Заберите». И тут в ответ слышу: «Че вы быкуете? Сказал, заберем». У меня словно красной тряпкой перед глазами помахали. Мало того, что не оплатили, не забирают, да ещё и оскорбляют! Я схватила эти открытки и в порыве ярости хотела их разорвать. Но бумага плотная, глянцевая и они выскальзывают у меня из рук и как Сюрикэн — японское метательное оружие, летят в нашего дизайнера. Но она увернулась и слава богу все мимо. Я даже испугалась, что могла ее поранить. Но открытки все-таки разорвала и сложила в мультифору. «Если придёт, отдайте ему». И он пришёл, почти следом. Хотели вынести ему этот пакетик, но я уже немного остыла и остановила сотрудников. А ему сказали, что нет открыток. Он психанул и ушёл ни с чем. И на этом все. Да и слава богу. До сих пор не понимаю, как можно так себя вести, я прежде всего женщина, а мне: «че, быкуешь». Брр, а ещё из православной гимназии.
А вот ещё. Было у нас в городе, много уже лет назад, раскрученное такси. И владелец этой компании обратился к нам с большим заказом. Надо было сделать очень много поквартирных табличек, что у подъездов висят и кучу адресных аншлагов. Все из оцинковки. Он договорился с управляющими компаниями, разместить на них свою рекламу, а за это таблички им бесплатно сделать. И за какой-то безумно короткий срок, три или четыре дня, и все это в пятницу перед выходными. Но от заказов я редко отказываюсь и тогда ввязалась. Надо было эту оцинковку купить, в размер нарубить, макеты подготовить, пленку напечатать! И все это за один день- пятницу. А потом ещё накатать. Каким-то чудом все это удалось. Правда Руслану пришлось пожертвовать выходными. Провёл в мастерской двое суток, почти без сна. Они вместе с старшим сыном эти таблички клеили. Но оцинковка оказалась с ржавчиной. Плюс спешка, плюс большой объём и маленькие сроки, часть табличек и аншлагов получились мягко говоря «не идеальные».
Клиент заказ забрал, таскали их небольшими кучками, поскольку они были очень тяжёлые. А я волновалась и не зря. Звонок: «Ты видела, что мне отдали, руки пообрывать. Мать, перемать», - и в таком все духе. Поехала к нему. Завели меня в какое-то полуподвальное темное помещение. Там таблички на лавках разложены. «Забирай и переделывай, завтра утром они должны быть у меня». Жёсткий наезд. Выслушала все. Ситуация усугублялась ещё тем, что он со мной не рассчитался и теперь надо было проявить чудеса, что бы он сменил гнев на милость. Вышла от него, села в машину поехала и разрыдалась. От пережитого волнения, обиды ещё чего-то. Но делать нечего, надо как-то исправлять. Нашли вариант, я с ним согласовала и приступили. Втроём, муж, я и сын до утра колдовали, подклеивали, подправляли. Помню, такая тоска на меня навалилась, хочу спать, ноги от усталости не держат, но упорно делаем. Вообщем успели... Утром мы с Русланом поехали к нему. «Офис» его располагался в гаражах в промышленном районе. Он построил над гаражем ещё один этаж и оттуда управлял. Поскольку знакома с ним была только я, я и пошла на эту встречу. Муж остался возле машины, на всякий случай, чтобы видели, что я не одна. Поднимаюсь по ступенькам, захожу. Сидит барин, на шее цепь золотая, пузо голое из расстёгнутой рубахи выпирает, смотрит своими маленькими татарскими глазками. И рядом ещё двое. Обстановка накалена, казалось воздух звенел. Не по себе было. Не знаю какие мысли у них в голове роились. Села на кресло, начали говорить. Эти двое по очереди к окну подходят поглядывают сверху на мужа. «Хозяин» на исправленную работу даже не взглянул. Сам факт, что исправили, его устроил. Вообщем, поговорили, обсудили ситуацию. И постепенно накал стал сходить на нет. Стали даже шутить. Правда мне было не смешно. Страшно. И денег жду. Часа три там провела.
В конце концов он все-таки рассчитался и расстались тогда по хорошему. Потом ещё работали не раз. То ли зауважал, уж не знаю. А один раз он мне даже помог. У нас в квартире была перепланировка. Разломали стены, куча шлакоблоков. Надо вывозить. Звоню в его такси, (у него и грузотакси было). Меня там плавно посылают. Ах так! Я звоню ему и рассказываю ситуацию. Он в это время в бане был, наверное пиво, женщины, вообщем, в хорошем настроении. Опять мат перемат, но уже не на меня. И через час все шлакоблоки из нашей квартиры вынесли и вывезли уж не знаю и куда. Потом он куда-то потерялся и совсем пропал.
Или такой. В самом начале нашей деятельности, появилась у нас в городе эта сеть полуфабрикатов. Откуда-то из Москвы. Руководил здесь ею восточный мужчина, вроде азербайджанец. Маленький, толстенький. Сальными глазами смотрел на меня и многозначительно цокал языком, покачивая при этом головой. От этого становилось уже неприятно. Я виду не показываю, улыбаюсь, но держу его на дистанции. Вообщем, как-то работали понемногу. Как всегда канун Нового года. (Пишу эти строки и невольно подумала, что многие мои истории происходят накануне Нового года. Прямо «Рождественские истории»)), Последний рабочий день. Нас трое в коллективе, но присоединились еще соседи, справляем окончание года. Но как справляем, я сижу, как на иголках, не выпиваю, только закусываю, в отличие от остальных. А все потому, что позвонил тот самый уважаемый человек и сказал, что непременно сегодня ему надо показать цветопробу пленки, которой оклеивают холодильные лари, представителю из Москвы. Другого времени не будет, завтра он улетает, а это ну очень важно. Я чертыхаясь, ищу где можно за пару часов до конца рабочего даже не дня, а года, сделать эту цветопробу. Нахожу, люди пошли на встречу. Сижу, жду от них звонка, когда можно забирать и ехать на встречу с москвичем. Восточный человек же меня в это время постоянно теребит своими звонками. Дескать, сколько можно ждать. Время было уже часов восемь вечера, когда наконец мне сказали, что все готово. Я вместе с мужем, который был хорошо под шафе (без обид Руслан), еду сначала за цветопробой, а потом на эту важную встречу. Муж в машине, я пошла общаться. Захожу, сидят двое, оба одной национальности, второй правда моложе и более европезированный. Начинают смотреть пленку и что-то на своём языке: «Гыр, гыр, гыр». Тот что местный, языком прищёлкивает, на меня поглядывает и не понятно, то ли пленку обсуждают, то ли меня. Вообщем, час наверное пробыла я у них. И понимаю, что просто местный директор хотел прогнуться перед приезжим начальством и показать, как у него здесь все схвачено и налажено. Потому что по сути, вопрос выеденного яйца не стоил. Вышла от них, поздний вечер. Все нормальные люди уже расслабляются, я же только еду домой, злая, нервная, уставшая. И как сейчас помню то чувство блаженства и кайфа, когда я легла на диванчик перед телевизором и поняла, все, год закончился. И впереди каникулы, десять спокойных безмятежных дней. И я испытала счастье.
Но всем клиентам благодарна. Не было бы их. Не было бы меня.
Если рассказ понравился, поставьте лайк или оставьте комментарий😊