Найти в Дзене

История библейских стран. Часть 7. Вторжение "Народов моря"

В XIII – XII веках до н. э. во всем бассейне Средиземноморья, в Передней и Малой Азии происходят глубокие перемены, приведшие к почти полному изменению этнической и политической карты этого огромного региона. Причиной этого стало нашествие "народов моря" на Египет и Переднюю Азию. "Народы моря" - термин собирательный, он подразумевает совокупность различных племен и народов которые, первоначально были связанны, по-видимому, с Балканским полуостровом и островами Эгейского моря. Не исключено, что значительную их часть составляли микенские греки. "Народы моря” не только разгромили Египет и Хатти но и уничтожили многие ранее подвластные им местные государства. На своём пути в Египет народы моря разрушили царство Аммуру. Севернее Аммуру погиб Угарит, который больше не возрождался, и на всегда исчез с политической карты региона. Северные районы Финикии, по-видимому, тоже пострадали от вторжения “народов моря”. Раскопки в Сукасе, Цумуре и Иркате показали, что эти города подверглись сильным

В XIII – XII веках до н. э. во всем бассейне Средиземноморья, в Передней и Малой Азии происходят глубокие перемены, приведшие к почти полному изменению этнической и политической карты этого огромного региона. Причиной этого стало нашествие "народов моря" на Египет и Переднюю Азию.

"Народы моря" - термин собирательный, он подразумевает совокупность различных племен и народов которые, первоначально были связанны, по-видимому, с Балканским полуостровом и островами Эгейского моря. Не исключено, что значительную их часть составляли микенские греки.

"Народы моря” не только разгромили Египет и Хатти но и уничтожили многие ранее подвластные им местные государства. На своём пути в Египет народы моря разрушили царство Аммуру. Севернее Аммуру погиб Угарит, который больше не возрождался, и на всегда исчез с политической карты региона. Северные районы Финикии, по-видимому, тоже пострадали от вторжения “народов моря”. Раскопки в Сукасе, Цумуре и Иркате показали, что эти города подверглись сильным разрушениям. Одной из групп “народов моря” был разрушен Сидон.

Входившие в эту коалицию филистимляне и чекеры заняли приморскую полосу Палестины. Филистимляне селились в пяти прибрежных городах Палестины: Аскалоне, Газе, Ашдоде, Акроне и Гате. Чекеры заняли побережье несколько севернее с центром в Доре.

Так могли выглядеть по представлению современного художника филистимляне.
Так могли выглядеть по представлению современного художника филистимляне.

Филистимляне и чекеры происходили из Эшды. И они принесли с собой культуру, восходящую к Элладской, позднего периода, в частности позднемикенскую и субмикенскую керамику. Но поселившись в семитоязычной стране, они довольно быстро восприняли многие черты местной культуры, в частности религию. А к концу XI в. до н. э. материальная культура филистимлян полностью теряет свою уникальность, восприняв египетские и азиатские черты. В политическом плане филистимляне, а возможно и чекеры, объединились в города-государства. Во главе каждого города стоял глава, носивший титул "серен".

Пять филистимских городов объединились в союз, обычно называемый в науке Пятиградьем. Во главе этого союза стоял город Газа. Этот союз был в первую очередь религиозным и военным объединением.

Филистимляне вскоре после утверждения в Палестине начали активную деятельность по расширению своего господства. Приблизительно в середине XII в. до н. э. они повели наступление на внутренние районы Палестины. Они захватили ряд городов, в том числе Мегиддо, Лахиш, Бэталь, и установили свою гегемонию над значительной частью страны.

В своем стремлении установить власть во всей Палестине филистимляне столкнулись с израильтянами, которые к тому времени тоже начали ее завоевание.

Не все аморейские племена, поселившиеся в Месопотамии, ассимилировались местным населением. Довольно большая их часть сохранила свою этническую самобытность и образ жизни, обитая вероятно, на периферии государств в южной части Месопотамии. Видимо за этими группами и сохранилось название "сутии". После их разгрома в XIV веке до н. э. сутии перешли через Евфрат и начали двигаться в Юго-западном направлении по Сирийской степи. Племена, перешедшие Евфрат, стали именоваться "ибрии" (перешедшие), т. е. евреи. В то время евреи-сутии были скотоводами-кочевниками. Предание рассказывает, что они поселились в Египте, где их заставляли работать на строительстве городов. Однако эти обязанности народ воспринимал как рабство.

В конце концов, евреи покинули негостеприимную долину Нила и откочевали на Синайский полуостров. Там в районе горы Синай и оазиса Кадеш-Барнеа во время странствий по пустыни и произошло оформление союза племен, который по имени своего мифического предка получил название Израиль. Скрепой, объединяющей этот союз, стал культ Йахве, признанного верховным, а позже и единственным Богом Израиля. В XIII веке до н. э. племенной союз двенадцати древнееврейских племен, в литературной традиции именуемых коленами, вторгся на территорию Палестины и подчинил себе ряд местных городов-государств.

Во всей истории завоевания и заселения Палестины евреями можно выделить три этапа. На первом из них израильтяне воевали преимущественно с местным населением – это ханаане и амореи, или с пришедшим совсем недавно, но уже укоренившимся, - это иевуситы и хивиты. Основной целью израильтян на этом этапе было приобретение земель для поселения. В это время Израиль явно не выступал как единое целое. Отдельные племена, входившие в союз, занимали различные местности в Палестине и частично в Заиорданье. Это в основном Иудейское нагорье, т. е. плоскогорье в центре страны, горные территории и долины севера (Галилея) и северная часть Негева на юге страны. В ходе расселения израильских племен по Палестине изменялась и их экономика. Наряду с традиционным скотоводством все большее значение приобретает и земледелие. В среде евреев начинают происходить процессы имущественного расслоения.

По мере оседания на земле и перехода к земледелию острота конфликта между израильтянами и их соседями уменьшалась. Последние, обладая более высокой материальной и отчасти духовной культурой, оказывали все большее влияние на новых поселенцев, и самым ярким показателем этого явилось практическое принятие израильтянами ханаанского языка, хотя и с сохранением некоторых особенностей прежней речи.

Направления движения древнееврейских племен во время завоевания Палестины.
Направления движения древнееврейских племен во время завоевания Палестины.

На втором этапе израильтянам пришлось защищать "обретенную землю", от таких же претендентов на нее, желающих поселиться здесь. Такими врагами для израильтян были раннегосударственные образования племен маавитян и аммонитян, а также племена арамеев.

Третий этап – войны с филистимлянами. Последние стремились установить контроль над всей Палестиной, включая и территорию израильтян.

Они составляли союз хорошо организованных городов-государств. Библия описывает ожесточенные войны, которые вели израильтяне с филистимлянами. Последние явно брали верх в этой борьбе. Филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам. Это поражение послужило толчком к радикальным политическим преобразованиям в Израиле, приведшим в итоге к превращению союза племен в государство.

Но до этого времени перед нами именно союз племен, каждое из которых обладало своей территорией. Племена объединялись в союз, возглавляемый "судьей". Этот термин ни в коем случае нельзя понимать лишь как обозначение человека, творящего суд. Термин "шофет" (обычно переводимый как "судья") имеет гораздо более широкое значение. Этим словом обозначался глав или представитель политической власти, не обладавший никаким аппаратом принуждения, власть которого опиралась на его собственный авторитет. Институт судей в Израиле стал переходным в политическом развитии этого государства, который рано или поздно должен был привести к созданию нового для него института – монархии.

Таким образом, к концу II тысячелетия до н. э. этническая карта Передней Азии полностью изменилась. Ханаанеи как самостоятельный этнос сохранились только на финикийском побережье. Остальная часть Сиро-Палестинского региона была занята новыми народами. В Палестине это израильтяне, а на ее побережье – филистимляне. В значительной части Сирии обитали арамеи. Другую часть Сирии заняли лувийцы. Радикально изменилась и политическая карта. Весь регион обрел политическую независимость. Образовались новые государства.