Первые иконы
Начало христианской иконописи было положено Самим Христом. Предание гласит о том, что Иисус вытер свой Лик полотенцем, но котором осталось Его изображение. Этот образ Спасителя исцелил больного царя Авгаря и впоследствии стал именоваться «Спасом Нерукотворным».
Первым мастером-иконописцем является апостол из семидесяти Лука. Его рукой написано более 70-ти образов, в числе которых - иконы Божией Матери Смоленской, Филермской и Корсунской (современные названия). Они были написаны еще при жизни Пресвятой Богородицы, уже в последствии с них делались списки. Увидев эти образы, она произнесла:
«Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет».
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Пресвятая Богородица не позировала иконописцу, он писал под действием благодати Святаго Духа.
Среди икон, написанных Лукой, особо почитаемый Тихвинский образ сохранился до наших дней в одноимённом русском монастыре.
Первые изображения Спасителя находят на стенах катакомб и датируют IV веком. К VI веку формируется иконописный канон. Наиболее известный образ того времени – Синайская икона Спасителя.
В чем отличие иконописи о других видов художественного искусства
Сам Иисус, по словам ап. Павла, является иконой. Христос - видимый образ невидимого Отца.
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. Кол. 1:15).
Главные отличия иконы от картины
· Наличие подчеркнутой условности. Изображение не предмета, а его идеи. Непропорционально удлиненные фигуры говорят о преображенном теле.
· Изображение в обратной перспективе. Точка слияния находится не в дальней части, а спереди – в самом молящемся человеке, что говорит о вливании божественной благодати в наш материальный мир. На заднем плане предметы находятся в дымке или размыты.
· Отсутствует внешний источник света. Сами лики и фигуры являются источником света и святости.
· Символическая функция цвета. Например, красный цвет символизирует иногда мученическую смерть, а иногда царственное достоинство. Черный используется крайне редко, только для того чтобы передать силу зала.
· Все события изображены одновременно. Икона – как историческая книга, которую можно читать и отслеживать действия.
Имея обычный живописный набор, изобразить Самого Бога, божественный свет и благодать, которая исходит от Него и Его святых - это очень сложная задача.
Для передачи на холсте глубинной, внутренней духовной сути используют особые средства художественной выразительности. В иконе используются особые графические, цветовые и композиционные тонкости.
Иконописцы безэмоциональны, не вкалывают свои чувства и переживания в свои творения. Они не изображают портреты, а только передают образы. Главным условием является – следование иконописным канонам.