Найти тему
InFocus

УДУШЬЕ

Сначала было задымление «вентиляционного штрека участка № 4»… Находившиеся в выработке рабочие задохнулись. Затем последовал взрыв…

Горняки сразу пришли на помощь товарищам. Однако запас кислорода в самоспасателях ограничен, «у некоторых он переставал  выдавать кислород через три минуты. Мы понимали, что если пойдем глубже — сами там останемся и никого не спасем», — признавался впоследствии один из шахтеров журналистам. И они были вынуждены подняться наверх, но все-таки сумели вынести примерно шесть человек… Всего удалось спасти 239 шахтеров. Судьба троих спасателей остается неизвестной,  и до настоящего времени отсутствуют сведения о 35 работниках шахты.

Еще не зарубцевалась рана после пожара в «Зимней вишне», страшном символе халатности и равнодушия, где погибли 60 человек, из них —  41 ребенок, 79 человек пострадали.

И  снова трагическая весть из Кузбасса… В ночь на 26 ноября в МЧС официально сообщили о гибели 52 человек. А ранним утром был обнаружен чудом спасшийся  помощник командира взвода Новокузнецкого горноспасательного отряда МЧС России Александр Заковряшин. Он провел ночь под завалами, но сумел выбраться на поверхность и подать сигнал о помощи…

Выживший
Выживший

Пятничным  вечером на центральных каналах кривлялся и хохмил Ургант, плясали и пели персонажи, похожие на «нечто  в перьях», радостно предлагали «купить», «съесть», «вложить» похожие на людей их виртуальные двойники в многочисленных рекламных роликах… Ну, да, ведь траур объявлен региональный – изобретение хитроумных начальников, свято чтящих неприкосновенность прибылей питающего их бизнеса. Но хотя бы немного, из трепета перед жертвами удушья и огня на шахте «Листвяжная», можно же было поумерить весь этот бесстыдный телевизионный шабаш в такие дни?

Уже известно, что о превышении уровня метана в шахте руководство знало до трагедии, но ничего не предприняло, а наоборот — пыталось скрыть проблемы.

«Выработка была 8-10 процентов метана, а людей заставляли работать. Хочешь кормить семью – работай», — признался рабочий шахты Алексей. Шахтеров, по их словам, заставляли заклеивать датчики, по которым подается воздух в шахту.

«Они знали о том, что у нас такие загрубленные приборы», — отметил рабочий.

Шахта
Шахта

Напомним, сигнал о задымлении на шахте «Листвяжная» в Беловском районе Кузбасса поступил утром 25 ноября. По некоторым данным, там произошли два взрыва.

Теперь, как водится у нас, все зашевелились.

Прокуратура Кузбасса начала массовые проверки по поручению Генпрокуратуры РФ. И тут же прокуратура Кемеровской области в ходе проверки выявила нарушения на шести шахтах. Все они связаны с эксплуатацией шахт, продолжительностью отдыха горняков, было выявлено нарушение закона при производстве плановых и внеплановых инструктажей по технике безопасности. Возбудили уголовное дело из-за халатного отношения Ростехнадзора.

Однако в ходе предыдущих проверок соответствующие органы не находили проблем в шахте. Хотя о большом количестве метана знали все горняки, и об этом журналистам рассказала вдова шахтера Бориса Пиялкина, погибшего при трагедии. Она подтвердила слова генпрокурора, отметив, что ее супруг сам сообщал о скоплениях газа, информируют РИА НОВОСТИ. Женщина также рассказала о пожаре на шахте «Листвяжная», случившемся за 10 дней до ЧП, который потушили сами шахтёры.

«Ничего не проверяли, метан давно зашкаливал. Мой муж звеньевым ходил, на груди был датчик. Он говорил  —  «датчик пищит, я его водой намочу, чтобы он не пищал». И дальше работали. Вот в каких условиях шахтеры работают».

-4

Крепкие задним умом кузбасские власти заявили теперь, что на всех угледобывающих предприятиях пройдет проверка забоев на взрывобезопасность. Но ведь только полгода назад ту же «Листвяжную» уже тщательно проверяли, обнаружив 139 нарушений (!), выставили штрафы для двух десятков должностных лиц и самого юрлица. Часть нарушений были выявлены на месте, а часть оказались серьезнее. Например, отсутствовали датчики обнаружения ранних признаков возникновения пожара по одному из вентиляционных штреков, были не исправны двери вентиляционного сооружения на одном из шлюзов, влияющие  на проветривание лавы, просрочены некоторые средства защиты и многое, многое другое.

Так что в который уж раз пресса и общественность задает все тот же безнадежный   вопрос: «не пора ли пересматривать наказание за подобные нарушения, не доводя ситуацию до трагедии»?

Согласно местным источниками, в Кузбассе только в ноябре 2021 года произошли,  как минимум,  четыре ЧП на разных шахтах. 3 ноября из-за задымления шахты «Байкаимская» компании «Кузбассразрезуголь» пришлось эвакуировать порядка 60 горняков. 16 ноября схожая ситуация, и снова задымление — на шахте «Алардинская». 5 ноября случилось задымление на шахте «Таштагольской». Кто-нибудь сделал из этого выводы? Ведь очевидно, что проблема стала уже почти традиционной, и штрафы за нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов не работают! Как уже говорилось, полгода назад на «Листвяжной» за это уже штрафовали два десятка должностных лиц.

Есть и еще важный факт: в 2004 году на шахте уже была крупная трагедия: при взрыве метана погибли 13 человек. Тогда выяснилось, что шахта плохо проветривалась. Чем все закончилось? К условным срокам приговорили 9 инженерно-технических работников.

-5

Информация к размышлению: «ООО «Шахта «Листвяжная» создано в декабре 2002 года, и на 2019 год в компании работали более 1,7 тыс. сотрудников. У общества есть лицензия, действующая до 31 декабря 2040 года. По ней она ведёт разработку запасов Егозово-Красноярского угольного месторождения. В активе шахты — 91% доли в теплоснабжающем ООО «ТВК», которому она поставляла продукцию.

Директором шахты с 2013 года является Сергей Махраков. В августе 2021 года на сайте компании было объявлено, что Махраков признан победителем областного конкурса «Кузбасс — угольное «сердце» России» в номинации «Директор шахты — 2021».

Единственный владелец шахты — АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» из холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз» (СДС). Этот холдинг занимает третье место по добыче угля в РФ и входит в топ-3 крупнейших российских экспортеров угля. По данным с сайта АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь», общие запасы угля компании оцениваются в 2,1 млрд тонн.

Состав холдинговой компании «СДС» огромен и включает три угольных разреза, шахты «Листвяжная», «Южная», обогатительные фабрики «Черниговская-Коксовая», «Черниговская», «Листвяжная», ООО «Сибирский институт горного дела»,  а также ООО «Морской порт Суходол» в Приморье, торговый дом, около 200 подрядных организаций, а также предприятия химической промышленности и сферы производства минеральных удобрений, в том числе АО «СДС Азот», КАО «Азот», ООО «Центр передового земледелия», АО «Капролактам», ООО «Ангарский Азотно-туковый завод», ООО «Азот Майнинг Сервис». Есть у холдинга и иные активы: машиностроительные АО ХК «СДС-Маш», АО «Алтайвагон», ООО «Кемеровохиммаш», ООО «КПС-Технологии», четыре предприятия агросектора, два водочных завода Кузбасса и Красноярского края, молочный комбинат, доли в десятке СМИ Кузбасса, медицинская компания, база отдыха, развлекательные комплексы, восемь строительных компаний, страховая фирма и так далее.

За 2020 год АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» указало выручку 5,7 млрд рублей при 5,3 млрд рублей годом ранее. ООО «Шахта «Листвяжная» получило выручку в размере 9,4 млрд рублей против 10,6 млрд рублей в 2019 году. Чистая прибыль ООО сократилась с 4,7 млрд рублей до 836 млн рублей.

Последний раз в открытых данных компания раскрывала акционеров в 2015 году. Тогда 75% в АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» было у Михаила Федяева и экс-депутата Госдумы от Кемеровской области Владимира Гридина. По данным базы «Контур.Фокус», ранее в число владельцев также входили Андрей и Сергей Гридины. В феврале 2021 года газета «Коммерсант» сообщила, что Владимир Гридин продал свою долю Федяеву и последний стал владеть в холдинге до 95% акций.

Президент холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев — фигурант списка Forbes «200 богатейших бизнесменов России — 2020» за номером 177 с состоянием 550 млн долларов США. Сын Федяева — депутат Госдумы от «Единой России».

Заметим: на сайте ХК «СДС», в который входит и шахта «Листвяжная», заявлено следующее: «обеспечение безопасных условий труда и охрана жизни и здоровья работников — фундаментальный принцип деятельности ХК «СДС» в области корпоративной социальной ответственности». Вот только кто бы говорил об ответственности, если там обнаруживаются 139 нарушений?

Стоит согласиться с мнением: мизерные штрафы (на фоне многомиллиардной выручки) — слабая мера воздействия. Давно назрело что-то кардинально менять на уровне законодательства.

-6

Сегодня С. Махраков, директор «Листвяжной», победитель конкурса «Кузбасс – угольное сердце России»,  задержан.

«В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), следственными органами задержаны 47-летний директор шахты, его 59-летний первый заместитель и  36-летний начальник участка», — сообщила пресс-служба СК в четверг.

Есть ли надежда на позитивные изменения? Для комментирующих в сети происходящие в Кемерово события ответ на этот вопрос совсем не однозначен:

«непомерная жадность и уверенность в полной безнаказанности наших олигархов и чинуш, наплевательское отношение к народу  — вот истинная причина этого бардака.

Собственник всегда в стороне! Он всегда требует ещё «на гора», а крайними остаются малодушные исполнители! Когда они уже нажрутся???»

Людмила Лаврова

Читайте больше материалов на нашем сайте