Нужно отдавать себе отчет в том, что обычно работа художника рисовальщика или живописца - это творческое проектирование объемной реальности на плоскость.
А это значит, что прежде чем брать в руку карандаш или кисть, и наносить ими какие-либо линии или пятна на холст, нужно решить множество задач предварительно.
Даже если наш взор нашел прекрасное готовое решение, прямо с натуры — бери и пиши, перенести на холст его будет не так просто, как кажется.
Как же нам сориентироваться?
Первый ориентир, приходящий на ум, присутствующий и в предметном мире и на плоскости картины - это линия горизонта. ЛГ.
В любой попытке заполнить плоскость листа графическими или живописными формами сначала нужно определить где будет находиться линия горизонта. Если, конечно, мы не рисуем абстракцию.
Линия горизонта - отправная линия для всей сцены. Относительно нее выстраиваются все объекты, относительно нее они измеряются, измеряется расстояние между ними и наблюдателем.
Линия горизонта, помимо фундаментального значения для перспективного построения сцены, имеет значение композиционно-содержательное, являясь инструментом выразительности. В зависимости от того, какие впечатления мы хотим передать зрителю, мы располагаем линию горизонта выше или ниже середины листа.
Мы можем смотреть на сцену в разных направлениях. Например, снизу вверх. В этом случае линия горизонта будет располагаться низко и мы будем видеть много неба. Если же мы будем смотреть с высоты, то в нашей картине будет преобладать земля, а линия горизонта, соответственно, будет располагаться высоко.
Когда я хочу показать, поразившее меня небо со множеством великолепных облаков, освещенных, например, закатным солнцем, то я постараюсь что бы его в картине было много больше, чем земли. Если, напротив, хочу показать луг со множеством трав и цветов, или как волнуется море, то неба в моей картине будет гораздо меньше чем земли.