Найти тему
Июньский кот

История освоения космоса (13). Полет Скотта Карпентера (США, 1962 г.)

Продолжаем разбираться, как происходило освоение космоса. В прошлой статье мы рассмотрели полет Джона Гленна – первого американца, совершившего полноценный орбитальный полет в 1961 году. Сейчас о следующем американском полете в 1962 году.

В апреле 1962 года в США планировался второй орбитальный полет, лететь должен был Дональд Слэйтон, и как Джон Гленн, тоже на три витка (более 4 часов). Однако 15 марта 1962 года, после жалоб на сбои сердечного ритма, было проведено расширенное мед. обследование, и консилиум из трех ведущих кардиологов страны порекомендовал не отправлять Слэйтона в космос. Он был заменен на Скотта Карпентера.

24 мая 1962 года, в 7-45 корабль Меркурий, с ракетой-носителем Атлас-Д, стартовал с задержкой на 45 минут, из-за тумана. Масса корабля была 1349,5 кг, что до сих пор остается рекордом минимального веса корабля. С корабля сняли индикатор пути (глобус), кинокамеру, направленную на приборную доску, красный светофильтр иллюминатора, сократили набор средств обозначения положения после посадки. Взамен поставили более удобный ложемент, доработали систему ориентации и парашютную систему, защиту в цепи посадочного амортизатора.

Карпентер был спокоен, пульс не поднимался выше 96 (ниже, чем у предыдущих коллег). Сразу после отделения РН Карпентер ориентировал корабль назад, и наблюдал удаляющуюся ступень и хвост из ледяных кристаллов, тянувшихся за двигателем ракеты.

Карпентер снял на цветную пленку озеро Чад, леса Мадагаскара, горизонт и заход Солнца, звезды, определил толщину светящегося слоя атмосферы в 2 градуса. Он провел первый в космосе физический эксперимент - заснял явление смачивания жидкостью капиллярной трубки, в интересах разработки новых ракетных двигателей.

На 98 минуте Карпентер сбросил надувную майларовую сферу диаметром 76 см, для определения аэродинамического сопротивления. Но сфера надулась не полностью, нейлоновый трос намотался на нос корабля, и сфера с тросом сгорели при входе в атмосферу.

При этом Карпентер испытывал дискомфорт из-за высокой температуры, в кабине до 42 гр, в скафандре до 35 гр. Также он не успевал проделать все запланированные эксперименты.

Уже к 108 минуте Карпентер израсходовал половину рабочего тела из баков автоматического контура, и ему пришлось отключить автомат ориентации. А еще перед торможением Карпентер заметил, что индикатор тангажа врет на 20 гр. Из-за этого автоматика не включила вовремя режим торможения, и Карпентеру пришлось делать это вручную. В процессе торможения оказалось, что еще и отклонение по рысканью достигает 27 гр, в результате из-за всех ошибок корабль совершил перелет мимо планового места посадки на 400 км. Еще Карпентер забыл выключить ручной контур тормозного двигателя, и выжег все тормозное топливо еще на высоте 24 км.

Приводнившись, корабль накренился вперед и влево на 60 гр, Карпентер вылез наружу на надувной плот. Через 39 минут его нашел спасательный самолет, а еще через 20 минут, высадились два спасателя. Каким-то образом, Карпентер этого не заметил, и увидев подплывающего Джона Хейтча, удивленно спросил - «Ты как сюда попал?». Через три часа его подобрал вертолет, и еще через 4 часа Карпантер был на авианосце «Интерпид».

Из-за всех ошибок, допущенных Карпентером, руководитель полета Кристофер Крафт был в ярости, пообещав, что Карпентер больше не полетит, так и вышло.

Пролет продлился 4 часа 56 минут с тремя витками, как и предыдущий полет Джона Гленна.

Продолжение следует.

Список всех статей по истории освоения космоса.

На этом спасибо за внимание!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц