Найти тему
Мысли о Смысле

"Электрические жирафы" (1986). Обзор альбома.

Обложка альбома "Электрические жирафы"
Обложка альбома "Электрические жирафы"

Ну вот! Наконец-то свершилось! Вышел в свет альбом легенды советского рока, группы «Багровый Фантомас»! Альбом называется «Электрические жирафы». Я его послушала с большим интересом, удовольствием и… он меня удивил!

Группа «Багровый Фантомас» - забавное явление. Созданная как добрая пародия на русский рок конца восьмидесятых - начала девяностых в рамках сначала скетчей, потом сериала «Внутри Лапенко», она не подразумевала выпуска реального альбома. И вот мы можем послушать реальные песни группы из вымышленного пространства. И песни непростые. Они вобрали в себя дух той рок музыки, но в то же время современны и отвечают на сегодняшние запросы публики. Кстати, на платформах, где вышел альбом, указано, что дата релиза – 1986 год.

Я ожидала сборник веселых ничего не значащих песен. Но получила нечто иное.

Во-первых, «Электрические жирафы» - концептуальный альбом. Он представляет из себя смесь разновидностей русского рока и не только. На мой взгляд, это метамодерн, поскольку при прослушивании постоянно ловишь себя на мысли: это что-то напоминает, это похоже на «Арию», а вот это – на «Алису», а это – на «Король и шут». Причем одна песня может содержать сразу несколько таких пасхалок.

Во-вторых, собственно обман ожиданий! Альбом постоянно удивляет слушателя, обводит его вокруг пальца. Думаешь все песни глупые? Нет, вот тебе серьезная и вообще не песня. Думаешь, песня закончилась? Нет, не закончилась. А вот тебе песня с фольклорными мотивами! А вот тебе песня на английском! Что ни песня – то сюрприз.

Рассмотрим же подробнее.

Первая песня – «Я – Багровый Фантомас». В чем тут неожиданность: очень долгое вступление, а сама песня короткая. Когда я слушала, то подумала, что это просто интро и удивилась, когда все-таки начались слова - в прямом смысле представлявшие группу.

Вторая песня – «Планета полная разлук». Вообще там никто не поет. Нам просто читают стихотворение в стиле научной фантастики. Это тоже было неожиданно.

Третья песня – «Электрические жирафы». Здесь продолжается тема научной фантастики: перед нами фантастическая планета, по которой странствует электрический жираф – киберспаситель. Примерно на 4 минуте 50 секунде звук замирает. Тишина. Зависло что ли? Нет! На пятой минуте пятой секунде (примерно) песня продолжается, как ни в чем не бывало. Я удивилась, меня подловили.

Четвертая песня – «Тайна грязного герцога». Если предыдущие песни звучали для меня на что-то похоже, но я точно не могла распознать на что именно, то здесь текст явно отсылает к «Королю и шуту». Сплошная фантасмагория: у нас есть колдун, который задает себе вопрос: «зачем сварил я зелье» - жутко напоминает фразу старого ослепшего мага, который на кладбище разлил зелье и говорил: «Что ж я старый натворил!» При этом динамичное и ритмичное исполнение, немного шепелявое тоже добавляет колорита. Хотя, конечно, это не полная копия. Удивление от этой песни – смена фантастики. Если в «Жирафах» была скорее научная фантастика, то здесь мы оказываемся в фэнтезийном пространстве.

Пятая песня – «Никогда нихрена». Эта песня – с одной стороны высмеивание классических трагических стереотипов: все плохо, даже сердца собственного не слышно, а с другой почему-то мне это напомнило немножко тексты группы «Сплин». С точки зрения музыки и исполнения вообще не похоже, но вот это перечисление, например:

Не будут вороны кружить,

Не станут плавать рыбы,

Шаман заварит себе яд,

Свои сжигая книги.

Сравним со Сплиновским:

И лампа не горит,

И врут календари,

И если ты давно хотела что-то мне сказать,

То говори.

Может быть, притянуто за уши, но не могла отделаться от этой мысли.

Шестая песня – «Стальной оруженосец» («Байк»). В самом начале замечательно изобразили, как заводится мотоцикл, потом поехали и началась песня. Как мне кажется, отсылка на песни о байкерах «Арии» («Беспечный ангел», «Герой асфальта» и др.). Здесь нас удивляли вставочкой про заглохшего Шершнягу.

Седьмая песня – «Мой дивный Лорд». Вот уж тут удивление сразу: флейты, закос под фолк. Сразу повеяло «Мельницей», а потом резко переключаемся на музыку потяжелее. Это, кажется, уже больше на «Эпидемию» похоже. Хотя и на «Арию» немножко тоже.

Восьмая песня – «Сон купца». Подробный анализ этой песни я делала в статье «Глубокий смысл песни «Сон купца»…» Скажу, что эта песня удивляет каждым куплетом. Максимально странные образы, совмещение несовместимого на каждом шагу. Я влюблена в эту песню.

Девятая песня - You know. Вот уж это был полный вынос мозга. Может, у меня шарики за ролики заехали, но куплет дико напоминает куплет из песни Lady Gaga - Bad Romance и одновременно «Волю и разум» «Арии».

И десятая песня – «История, написанная сердцем». Она идеальна для завершения альбома – лирическая, с грустинкой, о расставании. Ее легко можно представить на завершающих титрах какого-нибудь фильма. Собственно, последняя серия третьего сезона этой песней и завершается.

Мне альбом понравился. Он меня удивил, повеселил, заставил поностальгировать, вспомнить множество подзабытых песен и подумать.

А что вы думаете об «Электрических жирафах»?

Может быть, стоит подробно разобрать тексты каких-нибудь песен из альбома?

#внутрилапенко #лапенко #электрические жирафы #электрическиежирафы #внутри лапенко #багровыйфантомас #багровый фантомас #музыка #рок #искусство