Найти тему
Свобода во Христе

Несколько мыслей о богослужении

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

У Владимира Высоцкого есть такие строки:

«В церкви смрад и полумрак,

Дьяки курят ладан.

Нет, и в церкви все не так,

Все не так, как надо».

А как надо, чтобы было в церкви? Какими должны быть богослужения? Что такое богослужение? Почему так важно быть на нем? С чем мы приходим к Богу и с чем идем домой?

Русское слово «богослужение» мы понимаем как «служение Богу», «церковная служба». И это правильно. Понятие о богослужении ведет начало с ветхозаветных времен. Читая библейские книги Бытие, Исход, Числа, Левит, мы можем получить представление о сути, ходе и порядке богослужения. Однако нигде в Ветхом Завете мы не встретим слово «богослужение». Единственное место в русском переводе Библии - Иер.52:18, но в тексте на оригинальном языке оно отсутствует.

Что такое богослужение? В чем его суть?

В Древнем Израиле богослужение понималось как поклонение и служение. В этой связи вспоминаются слова Спасителя: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10).

«Поклоняться» – с еврейского «делать низкий поклон», «распростираться ниц». Мы приходим на богослужение, чтобы поклониться Богу. Это главная, если не сказать единственная, цель нашего посещения церкви.

Чем мы обладаем на земле? По сути дела ничем, все принадлежит Создателю. И приходя на богослужение, нам нечего принести Богу. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его» (Пс.115:3-5).

Единственное, что мы можем отдать Богу – это наше сердце, нашу любовь, благодарность, уважение и почтение, нашу нужду в нем: «Господи! Прими меня, а вместе со мной и все, что у меня есть! Пусть все это служит для прославления Твоего имени».

О богослужении как о поклонении Господу в субботу говорит древний пророк Исаия: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис.66:23).

Апостол Павел подчеркивает, что поклонением мы приносим Христу самих себя: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1).

Каким должно быть поклонение Богу? «Поклоняющиеся Ему должны поклоняться духе и истине» (Ин.4:24). Это суть богослужения. Бог ищет поклонников, чтобы воссоединиться с ними, быть одним целым. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21).

Поколение в духе означает пребывание в одном духе с Иисусом Христом. Тот дух, который был в Нем, когда Он поклонялся Отцу, смирял Себя пред Ним, должен присутствовать и в наших сердцах.

Поклонение в истине требует соблюдение заповедей Священного Писания. То есть на богослужениях неизменно должен присутствовать Дух Божий, Дух Христов – Его радость, когда Он общался с Отцом, Его благодарность абсолютно за все, полное доверие и любовь к Тому, Кто сотворил и искупил нас для жизни.

Получаем ли мы воодушевление на богослужении? Что нужно, чтобы получить его? «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2). Здесь мы приходим к понятию «служение».

Греческое слово λατρεία (латрейя), стоящее в тексте, переводится как «служение согласно требованиям левитского закона», храмовое богослужение. Каким образом совершали служение левиты в храме? Как их служение было связано с поклонением? Они совершали определенные действия: жертвоприношения, обслуживание скинии, церемонии, а народ все это созерцал. Почему при этом люди поклонялись? На что они взирали? На славу Божью. Народу в образах и символах был показан Христос, Его миссия, Его жертва, Его характер и Его любовь. Служители делали все согласно требованиям левитского закона, чтобы создать условия и предоставить возможность для всенародного поклонения Богу Спасителю.

Виден ли Христос на современных богослужениях? Создаются ли в наших церквях все условия для поклонения Ему? Каждый из нас может задать себе два вопроса:

1. что мешает мне поклоняться Христу?

2. не мешаю ли я поклоняться окружающим?

Мы приходим в церковь, чтобы поклониться Господу и Ему одному совершить служение, потому что участие в богослужениях – это источник наших духовных сил.

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2). Только участвуя в богослужении мы можем «не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться в нового человека», в подобие и образ Иисуса Христа, на Которого мы взираем. Только участвуя в богослужении, мы можем «познавать, что есть воля Божья – благая, угодная и совершенная».

Что значит участвовать в богослужении? Что значит «принести себя в жертву Богу»? Однажды пророк Моисей пришел к фараону Египта: «Так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх8:1). Еврейское слово «служение», которое употребил Моисей, буквально означало «быть рабом». Другими словами, Бог через пророка сказал фараону: «Отпусти твоих рабов, чтобы они стали Моими рабами».

Становится понятно, почему так упорствовал египетский властелин - он ни за что не хотел терять собственность, которую присвоил, а, по сути, украл у Бога. Творец повелел ему вернуть похищенное, вернуть Ему Его народ и вновь сделать их рабами Христа, то есть истинно свободными людьми.

Кто же совершил служение на горе Синай? Кто служил народу в пустыне, посылая воду и пищу? Кто заботился, охранял, исцелял, одерживал победу над врагами? Сам Господь. Это Он совершал и совершает служение Своему народу, поэтому богослужение – это не наше служение Богу, а служение Бога нам.