Считается – и не без основания, - что Элвис (Elvis Presley) является инициатором нескольких звуковых и визуальных нововведений.
Поговорим сегодня о его знаменитых телодвижениях, среди которых так называемые “rubber legs” («резиновые ноги»), пожалуй, стали его самым впечатляющим “stage gimmick” («сценическим трюком»).
Это эффектное хореографическое «па» родилось во время первого платного концерта Элвиса в 1954 году. Тогда он вышел на сцену вместе со своим собственным составом - гитаристом Скотти Муром (Scotty Moore) и контрабасистом Биллом Блэком (Bill Black).
Всё было отрепетировано, но неожиданно Пресли обнаружил, что не может остановить дрожь в ногах. Мандраж этот появился из-за того, что артист невероятно нервничал: выступление в первый раз проходило перед аудиторией, купившей билеты. Казалось бы – какая разница? Ведь сценический опыт у Элвиса уже был. Но то была «самодеятельность», к которой не могло быть особых претензий – «ну, поёт себе, как может!», - здесь же всё было по-другому, другой уровень ответственности.
Вместо того, чтобы пытаться скрыть эту непроизвольную реакцию, Элвис решил выставить её напоказ, чтобы использовать в своих интересах. Отступив от микрофона во время инструментальной проигровки, он дополнительно подчеркнул эту дрожь – создавалось впечатление, что рок-н-ролл просто каким-то чудом проник в кровь певца, вытворяя с его телом нечто невообразимое. В результате Элвис сумел не только замаскировать свой нервный тик, но и довёл толпу до экстаза – ещё бы, они такого никогда не видели!
Посмотрите более позднюю съёмку – 1956-го года – где Элвис исполняет “Hound Dog”:
Однако, “rubber legs” были только одной из составляющих сценической хореографии Элвиса. Дело в том, что Пресли ещё при жизни обвиняли в присвоении некоторых элементов «культуры чернокожих артистов», в том числе различных танцевальных движений. Интересно, что Элвис влияние “black culture” не отрицал. В одном из интервью 1957 года он говорил: «Многие люди думают, что я начал делать эту музыку первым, но, если приглядеться, элементы рок-н-ролла существовали задолго до моего появления. Смотрите - я не пою как Фэтс Домино (Fats Domino), но мне всегда нравилась такая музыка. В детстве я любил ходить в церкви для чернокожих - например, в церковь преподобного Брюстера (Rev. W.Herbert Brewster) в Мемфисе – это была баптистская церковь. И я смотрел, как эти люди поют и танцуют – впечатление было очень сильным».
Действительно, в детстве Элвис впитал в себя музыку и танцы, составлявшие важную часть религиозных церемоний. Так что концертный стиль певца, вполне возможно, был сформирован в том числе и из таких наблюдений. В церкви люди вокруг него прославляли Бога в танце, причём движения эти носили экзальтированный и неконтролируемый характер – молящиеся впадали в настоящий религиозный транс. Так что вполне возможно, что эти танцы стали потом основой сценического поведения "Короля рок-н-ролла". Разумеется, об этом можно много рассуждать, но один факт налицо – именно Элвис популяризировал чёрную музыку среди белых американцев в таком масштабе, в котором это не удавалось делать никому до него.
Посмотрел я на эту фотографию и вспомнил, что контрабас Билла Блэка сейчас находится в собственности Пола МакКартни (Paul McCartney).
«Мы были с Линдой (Linda McCartney) в Нэшвилле и один из местных музыкантов рассказал нам, что контрабас Билла Блэка сохранился», - вспоминал Пол в одном из недавних интервью. – «После смерти музыканта в 1965 году громоздкий инструмент заперли среди ненужных вещей в сарае. Именно на нём записывались ранние хиты Элвиса, в том числе “Heartbreak Hotel”. Линда взяла информацию о контрабасе на заметку, и позже купила его, чтобы подарить мне на день рождения. Классный подарок, согласитесь. Я, конечно же, не большой специалист по игре на контрабасе - я всю жизнь играл на бас-гитаре, - но недавно использовал его на записи нового альбома. У него невероятно глубокий звук».
Как вы понимаете, речь шла об альбоме “McCartney III”.