Создаётся впечатление, что аскорбинка, она же витамин С, она же аскорбиновая кислота была у нас всегда. Люди постарше застали тёмные бутылочки с жёлтыми шариками, сладкими снаружи и ужасно кислыми внутри. Кто помоложе назовут и таблетки-шипучки, и порошки со вкусами всего на свете, и всякие пастилки-жевалки.
Аскорбинка повсюду – и во всех поливитаминах, и в пище (если видите в составе купленного продукта Е300, не пугайтесь, это она и есть), и в стакане сока, и в укрепляющей капельнице. В отличие от животных, наш организм не может сам вырабатывать этот чудо-витамин, вот и принимаем его всю жизнь вместе с едой и питьём. Благо передозировки у него нет, выводит тело излишки. И при простуде, и при весенней хандре, да и так, для бодрости духа и тонуса систем.
Однако так было не всегда. Ещё совсем недавно (по историческим меркам, конечно) от недостатка витамина С, и его крайней степени – цинги - страдали люди, лишенные свежих продуктов, в основном овощей и фруктов. Например, мореплаватели.
Пока суда были так себе и не отходили далеко от берегов, проблем с цингой особо и не было – причалит корабль, команда и взбодрится ананасом или другой морошкой, смотря куда занесло.
Но стоило человечеству придумать кораблики понадёжней и отправить своих сынов бороздить океанские просторы, пришла другая беда. Солонина, сухари, ром (тут вариации) – вроде и сыто-пьяно, а кровь из дёсен, сыпь, зубы выпадают, сил нет, того и гляди - концы в воду. Как, например, в первую экспедицию Джеймса Кука, когда из 80 моряков треть не вернулась в родную гавань по причине малярии, дизентерии и, конечно, цинги.
Второй раз капитан Кук подготовился получше. Знающие парни посоветовали запастись в дальнее плавание дешёвой и сердитой квашеной капустой. Правда, не все матросы захотели закусывать законный вечерний ром какой-то кислятиной и даже вздумали побузить по этому поводу. Но хороший капитан – всегда хороший психолог, что и доказал сэр Джеймс, ограничив квашенку для матросов и выставив караул около трюма с её запасами. Корабельный клуб любителей кисленького тут же потребовал отменить капустные ограничения и возобновить выдачу деликатеса. В итоге из второй экспедиции все члены экипажа вернулись если и не помолодевшими, то, по крайней мере, живыми.
Более серьёзный подход к лечению цинги проявил другой британский моряк, шотландский судовой врач Джеймс Линд.
В 1747 году цинга свалила экипаж британского военного корабля, на котором служил Линд, и он решил попробовать вылечить больных матросов. По мнению, существовавшему тогда среди английских учёных (не чета нынешним), от цинги должно защищать снадобье, резкое на вкус. Кислое, солёное или горькое – тут наука того времени ещё не определилась.
Поэтому одним (счастливчикам, как им тогда казалось) Линд к привычной корабельной еде добавил порцию сидра (по кварте в день, четверть галлона, чуть больше литра), другим — порцию (полпинты, около стакана в день) морской воды, третьим — уксус (2 столовые ложки 3 раза в день), четвертым - алхимическое снадобье эликсир витриола (под таким названием могла быть и разбавленная серная кислота, и раствор медного купороса). Пятые получали специальную пасту из чеснока, семян горчицы, редьки и миррового масла.
Но по настоящему повезло только тем, в чей рацион ежедневно добавляли 1 лимон и 2 апельсина. Они полностью выздоровели.
Этот опыт и стал первым в истории задокументированным рандомизированным клиническим исследованием.
На основании своих наблюдений в 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге». Однако открытие какого-то шотландского лейтенантишки никого из больших чинов в Адмиралтействе не заинтересовало.
Только в 1795 году морское начальство вспомнило о простом способе борьбы с цингой и обязало каждое судно иметь на борту запас лимонов или лимонного сока
Пройдёт ещё полтора столетия, прежде чем будет получена чистая аскорбиновая кислота, но это уже совсем другая история.
А к занимательным рассказам об открытии таких важных для нас веществ как витаминов мы ещё не раз вернёмся.
Доброго здоровья!