Да, чтобы разгадать тайну "Жар-птицы", мне пришлось обратиться к настоящему действующему майору полиции (имя он просил не разглашать). Дело тут, конечно, не в каких-либо следственных мероприятиях, которые он мог бы произвести (а пока не ясно, зачем), а в особом образе мыслей, свойственном людям, много лет проработавшим в органах.
И я оказался прав. Насчет того, что обратился к нему.
"Во-первых", - сказал товарищ майор - "Возьми маленький чайник, поставь его в микроволновку и включи"
"Зачем???" - удивился я.
"Так мы без сложных экспертиз узнаем с большой вероятностью, настоящий он или подделка", - объяснил майор.
Дело в том, что при росписи керамики "под металл" - например, под серебро или золото - применялись настоящие металлы. Не обязательно драгоценные, но дающие нужный цвет и блеск краске. Начиная с 90-х в ход пошли другие технологии, в основном китайские, где металлического блеска добиваются без использования металлов или же используют их в радикально меньшем количестве. Появилась даже возможность разогревать чай прямо в чайнике, ставя его в микроволновку. Китайский чайник, или окрашенный по современной китаизированной дешевой технологии, в микроволновке не даст искру или даст ее совсем чуть-чуть. А советский заискрит по-настоящему.
Я, глубоко внутри почему-то уверенный, что имею дело с подделкой, засунул маленькую "Жар-Птицу" в микроволновку, включил и... получил такой дуговой разряд, что в глазах потемнело. Микроволновку я тут же выключил и обрадовался, что она не сломалась. Сразу снимать на видео эксперимент не догадался, а теперь не буду - извините, это опасно. Никогда не помещайте металл или что-то на него похожее в СВЧ-печь.
А на чайнике, вот эти самые золотые мазки, это оказался самый настоящий металл. Причем, в совершенно советском безжалостном количестве - чуть мне микроволновку не угробил.
Итак, мы, с очень большой вероятностью, имеем дело с настоящим советским чайником, пусть и загадочно новым. И вот как, по мнению майора, это могло получиться.
Где-нибудь в середине 1980-х Ленинградский опытный фарфоровый завод отправил на какую-нибудь выставку какое-нибудь шикарное изделие типа "Чайный сервиз "Жар-Птица". Оно там получило заслуженный приз за обилие той же позолоты в яркой росписи. И вернулось на завод. Уже как образец.
С образца сделали предсерийные образцы разных категорий. А - подарочные, для всякого юбилейного начальства. Б - образцовые, для рассылки на разные другие заводы подходящего профиля. В - коллекционные, для немногих советских коллекционеров советского же фарфора. И, наконец, Г - просто для народа, чай пить. И где-то в конце 1980-х все это пошло в серию. Этим и объясняется соответствующее клеймо, а также небольшие различия в обнаруженных в сети "Жар-Птицах". Это разные серии. Мне досталась народная "Г", а кому-то подарочная или коллекционная.
Но проблема была, что в конце 1980-х народ за советским фарфором уже не стремился. Дули иные потребительские ветры. И завод работал в основном на склад. А склады у предприятий с многосотлетней историей огромные.
И вот, своевременно товар реализован не был, потом Союз рухнул, предприятие несколько раз сменило собственника, как есть, вместе со складами и территорией. Возможно, потом распродавалось по частям и снова по частям скупалось. Но все это время товар со складов не продавался. А продавался только вместе со складами. Вот тут, например, описана мутнейшая история хаотичного акционирования завода с продажей части акций американцам и многолетним спором между российским и американским юрлицом о принадлежности предприятия и, главное, музея при предприятии - там за музей основные бои шли, не за завод.
И вот сейчас, видимо, какой-то очередной суд принял решение, которое то ли позволило предприятию дальше получать инвестиции и развиваться, то ли спокойно уже уходить в историю. И главным следствием его стала распродала складских запасов мелким и крупным оптом. Под который попала основная продукция завода в лихие 1989-90 - серия чайного фарфора "Жар-Птица".
Отсюда и чайники в продаже. Настоящие. Советские. Не поддельные. И больше таких никогда не будет. А сейчас пока есть. Правда, в очень неожиданных местах и по в разы различающимся ценам.