В Хороге вновь гремят выстрелы и не спокойно. Такого не было с 2012 года и вот опять...
Все началось как обычно из-за какой-то ерунды почти два года тому назад, но сегодня история вышла из под контроля.
Ситуация когда закон не работает, а конфликты в условиях правого нигилизма разрешаются привычными для подворотни или первобытно-общинного строя методами типична не только для Горного-Бадахшана (ГБАО), но и для России сегодня. И если в России, даже с учетом неподсудности горцев Кавказа, резонансные дела иногда все-таки доходят до суда, или, в своем большинстве, разрешаются средневековыми извинениями на камеру и канут в лету; то в Бадахшане любая попытка проведения в жизнь линии центральной власти на верховенство закона над традиционными общинными способами разрешения конфликтов становится подобна поднесенной к стогу сена спичке.
Так получилось и в этот раз.
Некоему помощнику прокурора Рошткалинского района Горно-Бадахшанской области по имени Абдусалом Абирзода (таджику по национальности ?) приглянулась местная девушка. Прибегнув к помощи работника милиции по имени Хабиб, хитроумный Абдусалом достал телефон девушки, которая явно была не рада обрушившемуся на нее счастью. Что там было дальше не известно, но одного отказа видимо оказалось мало. Более того, настойчивого Абдусалома местные мужчины предупреждали, чтобы он к местным девушкам и женщинам не приставал. Зная традиции Памира где проживают шииты-исмаилиты, нельзя не заметить что женщины здесь пользуются равными с мужчинами правами, не нуждаются в ретрансляторах своего решения и чужаку надо очень постараться, чтобы привлечь к себе внимание на почве харассмента.
Домогательства Абдусалома продолжались и девушка не нашла ничего лучше как пожаловаться на постылого некоему жителю села Тавдем Рошткалинского района - Зиебекову Гулбиддину Зиебековичу, 1992 г. р.
1 февраля 2020 года Зиебеков с товарищами взял в заложники (так пишут офиуиальные таджикские источники, памирские же называют это действие "задержанием помощника прокурора", причем слово "гражданское задержание" им явно не известно) помощника прокурора и удерживал его в селах Арджим и Барджангал этого же района в течение 8 часов, периодически избивая, вероятно по причине того, что не имел способности словами объяснить в чем был не прав Абдусалом, который тоже простых русских (памирских) слов почему-то не понимал. Это уже была вторая ошибка в коммуникации между персонажами истории.
В итоге история разрешилась тем, что Абдусалом наконец публично осознал причину его удержания и принес извинения на видео за свою непонятливость и подтвердил, что его заранее предупреждали к женщинам Рошткалы не приставать. На тот момент глава ГБАО Едгор Файзов мудро разрешил конфликт миром и историю замяли. Прямо как у нас: мудро, но не по закону. А это чревато последствиями.
Часть II марлезонского балета.
Имено так и произошло, когда 5 ноября этого года Президент Таджикистана Эмомали Рахмон снял с должности пользующегося заслуженным авторитетом у памирцев Едгора Файзова, и назначил вместо него Алишера Мирзонабота Худоберди (Мирзонаботов), до этого занимавшего пост мэра Хорога, а до октября 2018 года бывшего заместителем председателя Госкомитета национальной безопастности.
Практически сразу актуализировалась история февраля 2020 года и выяснилось, что оказывается по факту незаконного задержания помощника прокурора в отношении Зиебекова Г. З. и его подельников прокуратурой ГБАО было возбуждено уголовное дело. Однако Зиебеков и его сообщники игнорировали неоднократные вызовы следственных органов и не являлись для дачи показаний, в связи с чем находились в официальном розыске проживая все это время примерно в 40 километрах от областного центра.
Далее события стали развиваться как снежная лавина с катастрофической быстротой.
По официальной информации прокуратуры ГБАО:
25 ноября в 11 часов 30 минут житель села Тавдем Рошткалинского района ГБАО Зиебеков Г.З., который находился в официальном розыске за совершение преступлений, предусмотренных статьями 181, ч. 3 («Захват заложника организованной группой») и 189, ч. 3 («Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды») УК РТ, в ходе оперативно-розыскных мероприятий по его задержанию оказал вооруженное сопротивление работникам правоохранительных органов, открыл огонь из пистолета «Макаров», который носил при себе незаконно. Ответным огнем преступник был ранен и представился в машине по дороге в Хорог.
Сразу появилось множество слухов согласно которым Зиебеков был выпилен во время задержания или во время перевозки. Официальные органы их не подтверждают и не опровергают.
Не к месту случившаяся утрата фигуранта давно забытого противоправного деяния, окутанного ореолом народного героя, послужила спусковым крючком для всплеска протестных настроений, связаных со сменой руководства ГБАО.
Вместо того, чтобы до заката солнца похоронить рошткалинского Робин Гуда, съехавшиеся со всех концов выходцы из долины Шахдарьи при поддержке тех, кого новая власть за не полный месяц своего существования как-либо успела ущемить, в четверг вечером взяли его тело буквально на щит как древнегреческого героя и понесли к Администрации ГБАО в Хороге с требованием назвать причину задержания и выпиливания, а затем ринулись на приступ. В итоге прозвучали выстрелы, появились новые раненные и убитые с обеих сторон, несколько силовиков разоружены и избиты. Носилки были водружены на трибуну, площадь заполнили народные массы, горят костры и звучат гневные речи. В результате стрельбы во время митинга утратился еще один житель Рошткалинского района 21-летний Тутишо Амиршоев, которого положили рядом с Гулбиддина Зиёбекова. На улицах Хорога стали возникать прообразы баррикад. Люди не расходятся уже двое суток.
Собравшиеся по ситуации на вечер 25 ноября 2021 года требуют:
● Немедленно обеспечить все виды связи с ГБАО
● Привлечь к уголовной ответственности всех причастных к выпиливанию Гулбиддина Зиебекова и Амиршоева Тутишо и тех, кто применил оружие против протестующих из числа мирного населения 25 ноября 2021
● Предоставить адекватную моральную и материальную компенсацию семьям погибших и раненным из числа мирного населения
По вопросам укрепления местной власти
● Созвать внеочередной маджлис народных депутатов и пользуясь его правом законодательной инициативы внести изменения в Закон “О ГБАО” с тем, чтобы глава области избирался путем голосования
● Восстановить законную власть в регионе и ограничить вмешательство Государственного Комитета Национальной Безопасности (ГКНБ) в деятельность других государственных структур
● Восстановить на ключевые должности в региональных силовых структурах представителей местного населения
По вопросам демилитаризации области
● Ликвидировать созданный в 2018 году межведомственный штаб по обеспечения порядка и законности и отправить прикомандированных силовиков в их постоянное место дислокации
● Полностью демилитаризировать город Хорог, а военные подразделения дислоцировать в военных частях и в приграничных зонах!
Сегодня утром бренные оболочки Гулбиддина Зиёбекова и второго выпиленного в перестрелке Тутишо Амиршоева, которые два дня находились на центральной площади Хорога, увезли, они будут преданы земле. Но митинг на площади продолжается. Интернет и сотовая связь в ГБАО отключены.
Ранее делегация митингующих встречалась с председателем области, который заявил, что не знал о ситуации с Гулбиддином Зиебековым, так как в это время находился в Мургабском районе. Вчера на встречу с митингующими от лица госструктур пришли министр энергетики страны Далер Джума, депутат местного парламента Азиз Гиёев и прокурор области, который потом ушел с этой встречи.
Они озвучили условия властей:
1) увезти носилки с площади;
2) распустить митинг;
3) вернуть 5 автоматов, которые митингующие забрали у работников органов правопорядка.
Если не выполнить эти требования, то будет разгон демонстрантов.
На сегодняшний день на площади около 5-6 тыс. человек. Собравшиеся требовали, чтобы к ним вышел председатель области Алишер Мирзонабот. Негативное отношение митингующих к председателю связано со слухами о том, что именно он давал команду по задержанию Гулбиддина Зиёбекова. Односельчане Зиёбекова утверждают, что он был жив во время задержания, хоть и был ранен, но по приезду в Хорог уже нет. Ну что ж, такое бывает, все-таки везти пришлось 40 км по горной дороге.
В ходе беспорядков в Хороге ранены 5 сотрудников правоохранительных органов и 6 человек гражданских из числа протестующих. Комитет государственной национальной безопасности, в свою очередь, разъяснил стрельбу тем, что группа молодых людей напала на сотрудников милиции и нацбезопасности, которые охраняли здание областной администрации, и нанесли им ранения различной степени тяжести. Это действительно так. Фотографии раненных силовиков имеются, но по понятным причинам мы их не выкладываем. На данный момент прелставился еще один раненный.
Ну что я могу сказать по этому поводу? Мне искренне жаль, что все так получилось. Что на начальной стадии конфликта с помощником прокурора имя которого скоро уже никто не вспомнит сторонам не хватило слов чтобы решить проблему и они перешли к противоправным действиям. Когда законы не работают - работает закон улицы, а в данном случае закон гор. Жаль, что когда история вышла на второй виток - рошткалинский Робин Гуд взялся за оружие. В результате ситуация вышла из под контроля и утратились люди, а противостояние теперь проходит по линии власть-народ. А ведь казалось, все можно было так просто решить, не доводя до стихийно вспыхнувших протестов.
Так хочется, чтобы Аллах наконец всем дал ума, ну хоть чуть-чуть, и научил понимать законы страны проживания.
Источники:
1. News-Asia
2. Радио Озоди
3. Телеграм-канал: @Khorog_ @Тайный Узбек и другие
Прошу прощения на замену некоторых слов на иносказания ибо таковы правила Дзена.