Найти тему

Писатели о маме. Ко дню матери

Мама. Нет в языке более нужного и одновременно трепетного слова. В детстве мама как лучик, что связывает нас с миром, жизнью. Кому из нас незнакомо чувство тоскливого ожидания прихода ЕДИНСТВЕННОГО близкого и родного человека с работы или из магазина.

"Когда зазвенел дверной звонок, ... Лидочка уже неслась в прихожую, подпрыгивая от счастья — мамочка, это мамочка пришла, я знаю!" (М. Степнова "Женщины Лазаря")

Мама приходит - мир окрашивается красками.

И как жестоко время по отношению к матери: мы, вырастая, забываем о том, что думали маленькими, когда казалось, что никто и никогда не заменит саму маму и привязанность к ней.

Друзья, первая любовь, собственный дом - где за всем этим МАМА? В какой момент она превращается в БАБУШКУ (самую добрую и замечательную) нашим детям?

И она уже другой луч - не тот, что связывает нас с миром, а тот, что помогает нам находить гармонию.

Упрёки, что не звоним каждый день?

Нет!

Укор, что нечасто встречаемся? Нет!

Зато переживания о нас - ежеминутные, но молчаливые.

Беспокойство о том, как НАШЕ здоровье, как МЫ живём, чем НАШ день наполнен.

В какой момент самый близкий и единственный человек вдруг становится НЕЗАМЕТНЫМ?

Когда мне не хватает слов, на помощь всегда приходит литература.

Вот Василий Гроссман, автор масштабной книги "Жизнь и судьба":

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой».

Так он пишет матери, которую потерял в 1942 году (она была замучена фашистами).

Другой писатель, Василий Аксёнов, одну из пронзительно-тоскливых утопий русской литературы "Остров Крым" посвятил маме, Евгении Гинзбург. На долю Гинзбург выпала тяжёлая доля - арест, пытки, лагеря. Маленький Аксёнов воспитывался в детском доме. Ничего удивительного, что, став писателем, сын подарил матери МЕЧТУ о ЛУЧШЕЙ стране - своей, родной и в то же время совсем другой.

А.Фадеев в «Молодой гвардии» создаёт Оду матери, её "святым рукам".

"…Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете... С того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, как ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни... Я помню , как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы ни сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались".

Спустя десятилетия эту тему словно подхватит Марина Степнова:

"Это и было счастье — родные, горячие руки, которые никогда тебя не выпустят, не уронят, даже если перевернулся весь мир. Она потом это поняла. Очень сильно потом". ("Женщины Лазаря")

Свою любовь к МАТЕРИ​ творчеством выражает и Кристина Ханна - она простыми словами умеет затронуть сердце каждого.

Вот роман "С жизнью наедине". Суровая Аляска, тяжёлая жизнь на грани выживания, домашнее насилие. И - поистине чудесная улыбка матери,​ её поддержка во всём.

"Они с мамой были не просто друзьями — они были союзниками. Мама говорила, что любит Лени больше всех на свете. Наверно, все родители так любят детей, подумала Лени. Она вспомнила, как мама ей сказала: «Любовь не тускнеет и не умирает».

Кристин Ханна сумела найти слова, чтобы охарактеризовать отношения:

"Мать и дочь. Их жизненно важная, незыблемая связь настолько хрупка, что когда-то рвалась от резкого слова, настолько прочна, что переживет и саму смерть".

Создавая по-настоящему трогательные сцены прощания с МАМОЙ, писатели словно предупреждают нас: берегите мгновения, что вы проводите вместе, ведь жизнь хрупка.

"Мамины веки задрожали и закрылись.
—​ Я тебя… всегда любила… доченька.
Лени едва расслышала этот шепот. Мамин последний вздох она почувствовала так явственно, словно сделала его сама. (...)
Глубокая скорбь молчалива и одинока. Отныне Лени будет слышать мамин голос лишь в воспоминаниях, мыслях, что текут в сознании, снова и снова пытаясь нащупать связь и смысл. Как все девушки, потерявшие мать, Лени будет копаться в душе, стараясь найти утраченную часть себя — мать, которая носила, кормила, любила ее. Лени станет и матерью, и ребенком. В ее душе мама доживет до старости и не умрет, пока Лени ее помнит".

В последней книге "Четыре ветра" Ханна вновь обращается к сцене прощания:

"Я люблю тебя". Последние слова, что она сказала мне в этом мире, и как жаль, что я не ответила, не пообещала, что ее смелость всегда будет вести меня. В мыслях я повторяю: «Я люблю тебя», я каждый день говорю ей, что это она сформировала меня, научила отстаивать позицию женщины в этом мужском мире.
Так продолжается моя любовь к маме – в воспоминаниях и в​ воображении. Так я поддерживаю ее жизнь. Мамин голос звучит в моей голове, это моя совесть. Я смотрю на мир ее глазами – по крайней мере, отчасти. Ее история – история времени, и земли, и неукротимой воли – это моя история; две жизни сплелись воедино, и, как всякая хорошая история, наша начнется, и завершится, и начнется снова".

Может, перечитав сегодня эти строчки, мы сумеем что-то изменить в своей жизни, подобрать нужные слова, если до сих пор этого не сделали,​ или просто помолчать, сидя РЯДОМ...

"Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…" (А. Фадеев)