Найти тему

Зачем они притворились женщинами? Разбираем истории псевдонимов

Приветствую всех любителей изящной словесности!

О женщинах, взявших себе мужской псевдоним я писала в статье "Кто прячется за маской псевдонима? На этот раз женщины".

Сегодня мы поговорим о мужчинам, которым зачем-то понадобилась женская маска. Кстати, такие псевдонимы называются ПСЕВДОГИНИМАМИ (от греческого gyne – женщина).

В сатирических журналах 18 века статс-секретарь императрицы подписывался А. Храповицкий: Олимпиада Сердцекрадова, Василиса Топтоногова, Агафья Хрипухина.

А поэт И.П. Мятлев издал от имени госпожи Курдюковой «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л`этранже» (1840). Вот строчки из путешествия плодовитой дамы:

Пригорюнясь об отчизне,
Я подумала о жизни.
Право, то ж бывает с ней:
Много в юности затей,
Передряг, любви, - невзгоды
Протекут, промчатся годы,
И вся эта кутерьма
Исчезает, как дома.
Кстати, берег Петергофа
Нам синеется. Здорово,
Старый друг минувших лет!
Я была эн пё кокет,
Помню, N.N. волочился,
И чуть-чуть... Но он женился,
Завладела им жена...
Я осталася верна
Господину Курдюкову.

Белинский отозвался об этой книге с поощрением:

«Содержание книги – шуточное. Автор заставляет русскую провинциальную барыню путешествовать по Европе и рассказывать свои впечатления пестрым языком, составленным из смеси русских слов с французскими, которые написаны русскими же буквами и от этого при произношении производят звуки им не свойственные. Всё это многим кажется очень забавным».

Лев Толстой в 1863 г. послал Аксакову в его газету «День» свой рассказ «Сон» с налётом мистики. Подписан он был именем Н. Охотницкой. Аксаков ответил: «Для первого литературного опыта слог, по моему мнению, недурён, но сила вся – не в слоге, а в содержании». Рассказ был отвергнут. Если бы Аксаков знал, кто скрывается за псевдонимом, возможно, ответ его был бы другим. Толстой стыдился потом этого своего произведения и был благодарен Аксакову за то, что не напечатал это «нетолстовское» произведение. Наверное, он был рад, что не подписался своим именем.

Автор поваренной книги издал её под именем С. Аниной, предполагая, что кулинарные рецепты будут пользоваться большим успехом. И был прав.

Валерий Брюсов хотел спародировать, как женщины пишут о любви, и придумал поэтессу Нелли. «Стихи Нелли» вышли в издательстве «Скорпион» в 1913 г. «Да, я любила всей силой желанья!» Критика отозвалась о стихах благосклонно. Брюсов сочинил биографию своей поэтессы и задумал 2-ю книгу стихов, но так и не издал.

«И у Дерибасовской есть поэтесса! – так заканчивалось стихотворение Нины Воскресенской в сборнике «Авто в облаках» (Одесса, 1915). Поэтессой был Эдуард Багрицкий.

Псевдонимы могли служить и средством повышения доходов. Американские журналисты в начале ХХ в. подписывались псевдонимами, чтобы создать видимость множества женщин-журналисток. Читательницы с большим удовольствием скупали тиражи.

В газете «Уральская жизнь» конца XIXвека печатались утончённые очерки-поэмы Нины Ивановой. За псевдонимом скрывался сотрудник С.В. Виноградов. Нине писали интимные письма женщины, мужчины признавались в любви. «Ярко-рыжий, худой, в больших очках Виноградов спокойно подшивал эти послания в регистратор».

Илья Эренбург подписался под одной статьей именем дочери Ирэн, а Михаил Булгаков в «Гудке» (1923) выступал под именем Эммы Б.

Получается, в каких-то случаях перед нами игра с читателями и повышение интереса к загадочной писательнице. А в каких-то – пародия на женщин – провинциалок.

Нередко псевдонимы – это игра, разрешение автору быть слабым, глупым. В женской аудитории маска женщины – это ещё и средство завоевать доверие. А также возможность скрыть своё истинное лицо и не бояться навлечь критику.

-2