Найти в Дзене
I_drom

Путешествие по Транссибу, ч.2: Пермь - Омск

Когда-то по воздуху я добирался до Владивостока и до Красноярска. Но всё-таки, чтобы почувствовать страну, дорогу и масштаб преодолённого расстояния, нужно хоть раз проделать такой путь по суше. Самая дальняя моя восточная точка путешествий "по земле" до этого лета была на Урале. Можно сказать, что в прошлой части я повторял пройденное, хотя уже и Урал здесь был для меня новым (на машине я катался только по южной его части). В продолжении рассказа поезд неумолимо повезёт нас дальше, в Западную Сибирь. Но сначала нам предстоит проехать Пермь и Екатеринбург, а также живописные места между ними. Долина реки Сылва и характерно уральские деревеньки в этих краях, пожалуй, самое красивое, что удалось увидеть из окна поезда, идущего из Москвы в Новосибирск.

1. Пермь встретила спальными районами. После всех историй, стереотипов, рассказов о ней, а также всяческих «Реальных Пацанов», от Перми ждёшь мрачных серых многоэтажек, разрисованных граффити, дурно пахнущих подъездов и поджидающих у них гопников. И, как в подобных случаях всегда и бывает, встреча с реальностью становится приятной неожиданностью. Нет, ну то есть я отдавал себе отчёт, что это большой, развитый, культурный город, но всё равно...

2. Горизонт Перми с моста над Камой завораживает. Отсюда кажется, что это даже не миллионник, а пятимиллионный мегаполис. Три крупных города, которые мы проезжали по пути, устроены словно одинаково: что в Перми, что в Омске, что в Новосибирске сначала тащишься по промышленным окраинам их западной половины, потом пересекаешь великую реку, после чего сразу начинается центр. Но именно в Перми это ощущение особенно яркое:

3. Впечатляет и размах станции «Пермь-2». Она выглядит гигантской, словно маленький город в городе. Если внимательно смотреть из окна, можно обозреть и её собственные внутренние достопримечательности. Например, старинное веерное депо, ныне используемое для тепловозов или некое служебное здание с явными элементами модерна:

4. Внезапно, паровоз под парами. Оказывается, на Урале тоже запустили свой ретропоезд, как в центральной России или в Рускеале. Он ходит в черте Перми, до станции Лёвшино. Рабочий паровоз тут в единственном экземпляре, и, видимо, его мы тут и застали:

-4

5. Поезд остановился, и я впервые оказался в Перми. Жаль, что всего на 25 минут. Хватило только вокзал осмотреть. Некогда шикарный модерновый вокзал в 60-е отреконструировали в коробку:

6. Привокзальная площадь и всё тот же внушительный облик большого города:

-6

7. После того, как поезд тронулся далее в направлении Екатеринбурга, из окна можно увидеть один из современных символов города - "Пермские ворота", он же "табуретка", он же "Поленница", в виде объёмной буквы П. Расположен он на красивой площади А. Гайдара со стелой, посвящённой 250-летию Перми. Этот ансамбль играет роль ворот города для прибывающих поездом:

8. Дороги Перми выглядит солидно. Город при транзитном проезде оставляет сильное впечатление:

9. Но Пермь заканчивается, и мы снова попадаем на уральские просторы. Для кого-то родные, привычные и будничные, а для нас - экзотические и неизведанные:

10. На линии "Пермь - Екатеринбург" сохранился ряд вокзалов архитектора Вольсова, выполненных в едином модерновом стиле. На станции Кукуштан его обложили современными стройматериалами. Перестроенный вокзал "Пермь-2", кстати, тоже когда-то обладал подобным обликом, причём был он гораздо более масштабным.

-10

11. Пейзажи тут, кажется, не изменились со времён того самого Прокудина-Горского:

-11

12. Вскоре поезд врывается в Кунгур - наверное, самый известный и часто упоминаемый среди туристов малый город Пермского края. За счёт пещер, в первую очередь, но и городской ансамбль тут тоже неплохо сохранился. Железная дорога красиво огибает весь его центр полукругом, так что можно минут десять из окна любоваться горизонтом Кунгура, на котором выделяются купола Иоанно-Предтеченского монастыря. Очень надеюсь когда-нибудь добраться сюда и осмотреть всё подробно.

-12

13. Вокзал Кунгура - из той же серии архитектора Вольсова, но более капитальный, соразмерно значимости станции и города:

-13

14. После Кунгура начинается самый красивый участок Транссиба от Москвы до Новосибирска. Здесь железная дорога несколько километров идёт вдоль реки Сылва. Высокие берега Сылвы - настоящие уральские горы. Невысокие, покрытые лесом:

15. И с иногда вылезающими каменными породами. В таком обрамлении Сылва выглядит просто потрясающе, настоящей горной уральской рекой. Вспоминаются Айские притёсы и Порожская ГЭС в Челябинской области.

-15

16. В какой-то момент Сылва делает изгиб, а дорога уходит по кратчайшему прямому пути на Екатеринбург. До этого она шла по низу, вдоль реки, а теперь взбирается в гору.

17. Вскоре петляющая Сылва вновь встречается с железной дорогой. На сей раз мы пересекаем её по мосту. Здесь гор уже нет. Если сказать, что это Ока в Тульской области, многие поверят:

-17

18. Мы отъехали от Перми достаточно далеко. Деревеньки вновь становятся глухими, остановочные пункты совсем простенькими:

-18

19. Приближаемся к границе Свердловской области, отмеченной посёлком с неуютным названием Кордон, словно она государственная. Главный ход Транссиба между Пермью и Екатеринбургом пролегает по довольно пустынным местам. Кроме Кунгура и спутника Екатеринбурга Первоуральска тут и городов больше нет, лишь нечастые деревни и посёлки. По густонаселённой территории пролегает историческая Горнозаводская железная дорога, которая также соединяет Пермь с уральской столицей, но она заметно длиннее, извилистее и, как я понимаю, технически менее совершенна в силу возраста.

-19

20. Свердловская область встретила какой-то лесистой глухоманью с архаичными деревообрабатывающими посёлками и мрачными заброшенными деревнями:

21. И здесь мои ожидания снова не совпали с реальностью. Пермский край, стереотипами нарисованный как суровый тюремно-гопнический регион, из окна поезда выглядит куда более современным, обжитым и состоятельным. А "центральный" регион Урала, который я ожидал увидеть богатым и живым, смотрится куда беднее и унылее своего западного соседа:

-21

22. Тут пейзажи ровно такие, каких ждёшь от уральской глубинки. В очередной раз вспоминается Прокудин-Горский:

23. Красивый высокий мост над рекой Утка:

24. По мере приближения к Екатеринбургу населённых пунктов становится больше и сами они выглядят крупнее. В посёлке Билимбай - очередной узнаваемый вокзал. Можно сказать, что это уже часть огромной екатеринбургской агломерации:

25. А это уже - Первоуральск, второй из двух городов между Пермью и Екатеринбургом:

-25

26. Вскоре мы попадаем в черту столицы Урала. Железная дорога с запада рассекает город по какой-то зелёной зоне. Сложно поверить, что ты попал в практический третий по значимости город страны, когда по обеим сторонам тянется словно бы лес, но в какой-то момент поезд резко выныривает на огромную станцию и тормозит у вокзала, расположенного практически в самом центре:

-26

27. Неожиданно, на путях станции Екатеринбург-Пассажирский обнаружились вагоны в раскраске ныне не существующего фирменного поезда "Кама", который сюда, по идее, и доходить не должен был:

-27

28. Смеркалось. Сорокаминутная стоянка в Екатеринбурге была наполнена исключительно хлопотами в попытках купить хоть какой-то еды, т.к. питание в поезде, как я уже писал в первой части, не удовлетворяло, а заказать доставку на вокзал нам не удалось. Поэтому из фотографий у меня получилось только очень плохо снять старый вокзал. Вместо него выложу фото февраля 2020-го, когда я довольно подробно изучил центр уральской столицы:

-28

29. Следующим утром я проснулся, когда поезд остановился в городе Называевске Омской области. Вокзал сфотографировать не успел.

-29

30. Только переезд, водонапорную башню и какой-то чумазый развал вблизи станции. Здесь у меня картинка ожидания с реальностью сошлась. После мощной травли Омска блогерами, при том, что и официальные источники его не слишком хвалят, от этого региона ждёшь какой-то особо страшной разрухи, и этот вид из окна сюда вполне вписался. Но, забегая вперёд, далее впечатление скорректировалось. Более того, сравнение Омской и Новосибирской областей, внезапно, получилось ровно таким же, как Пермского края со Свердловской областью. Но об этом в третьей части.

-30

31. Природа за ночь планово сменилась до неузнаваемости. Никаких гор, извилистых рек и лесов. Сплошная равнина с островками жиденьких берёзок да болотами, которые иногда проглядывают совсем уж явно, но незримо присутствуют везде, даже там, где они в глаза не бросаются:

32. В целом, картина с непривычки весьма любопытная и в чём-то даже красивая, но наблюдать её целый день, около восьмисот километров пути, конечно, надоедает. Мозг жителя центральной России здесь даёт какой-то сбой. Такие равнины и поля он, видимо, привык видеть исключительно в аграрных густонаселённых регионах, а берёзовые рощицы и вовсе в парках в городах. На уровне ассоциаций эта местность кажется уютной и обжитой. Всё ждёшь, когда же за очередным березняком мы въедем в какие-нибудь спальные районы. Сознание просто отказывается поверить, что это довольно суровые и угрюмые места и на сотни километров вокруг кроме этих полей да берёз ничего толком и нет, а стоит оказаться снаружи, как тебя зажрёт всякая мошка.

33. Вокзалы на этом отрезке Транссиба тоже старые и какие-то единообразные, но информации по ним не нашёл:

-33

34. И как-то в голове не укладывается, как посреди этих неудобных для жизни болотистых равнин, посреди слабонаселённого небогатого региона внезапно возникает один из крупнейших городов страны, её "третья столица". И, в отличие от Казани, Сочи, Екатеринбурга или Нижнего Новгорода, у Омска формальных прав на это звание всё же побольше. Из всех миллионников Омск, кажется, обладает самой дурной репутацией, но при том редко звучит в медиа и в общественной жизни страны. Говорят, небезосновательно. Эмиграция вполне может вскоре выбить Омск из списка городов-миллионеров, но пока ещё гигантский нефтеперерабатывающий завод, трубы которого встречают приезжающих поездом, худо-бедно держит его на плаву. Возможно, значительная доля омского негатива была связана с тем, что налоги НПЗ лет десять в 2000-е уходили напрямую в Москву и Петербург, но вроде сейчас систему подлатали, и деньги снова вернулись на родину.

-34

35. Как бы то ни было, от Омска заранее ждёшь чего-то удручающего. Огородов в центре города, например, или неасфальтированных дорог. И уже готовишься причитать, как же миллион с лишним людей тут выживают.

-35

36. Но картинка за окном поезда показывает вполне приличный чистенький большой город. Да, не такой грандиозный как Пермь или Екатеринбург. Дома выглядят попроще; нет такого грандиозного пейзажа при пересечении Иртыша, как над Камой. Но в целом всё вполне прилично.

-36

37. С некоторых ракурсов - так и вовсе словно из Москвы не уезжал. Вполне сойдёт за какие-нибудь Кузьминки или Лианозово. В целом Омск показался вполне ничего, но не таким ярким, как остальные миллионники на пути.

38. Вокзал в Омске - большой, красивый и монументальный, как и во всех крупных городах на Транссибе. В 2006-м его практически отстроили заново, в классическом стиле. Примерно как в Красноярске:

-38

39. Вид на привокзальную площадь с перрона. В кадр попал ДК Железнодорожников 1928-го года:

-39

40. Местное элитное жильё, рядом с Транссибом:

-40

Для меня это был первый раз в жизни, когда я провёл в вагоне более одной ночи. Для сына это вообще была первая поездка с ночёвкой в поезде, что он перенёс на удивление хорошо. Я впервые уехал за Урал по суше. И вот, шёл уже второй день пути; к вечеру нам предстояло прибыть в Новосибирск. Но впереди была ещё половина Омской области и почти целая Новосибирская. Их я и покажу в следующей, заключительной части.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.

#путешествия #туризм #россия #железные дороги #поезда