Что такое зависимость от видеоигр?
Зависимость от видеоигр - это противоречивый термин, используемый для описания состояния, наблюдаемого у меньшинства людей, играющих в видеоигры, особенно в интернет-игры, у которых проявляются признаки, характерные для зависимости. Относительно недавнее явление, сообщения о зависимости от видеоигр появились параллельно с экспоненциальным ростом игровой и интернет-культуры в течение последних двух десятилетий.
Несмотря на такие сообщения, проблемные игры оставались неклассифицированными как официальное состояние более 15 лет. Совсем недавно появилась масса литературы, в которой описываются люди, у которых есть проблемы с увлечением видеоиграми, особенно онлайн-играми. Такие люди демонстрируют поведение, которое отражает другие формы признанной зависимости; компульсивное употребление в ущерб другой деятельности, клинически значимый дистресс и снижение социальной, академической или производственной деятельности. При запрете на участие в игровой деятельности эта группа проявляет симптомы отмены. Распространенность проблемных игр в Европе и США оценивается от 1,5% до 8,2%.
Более поздние исследования предполагают, что чрезмерное увлечение интернет-играми связано с неврологическими реакциями и реакциями кровообращения, аналогичными тем, которые наблюдаются при наркомании. Park et al. сравнил группу молодых людей, считающихся «интернет-зависимыми», со здоровыми людьми из контрольной группы, и обнаружил, что в этой группе была более высокая общая частота сердечных сокращений с меньшими вариациями в частоте, чем в контрольной группе. Zheng et al. рассмотрели 40 исследований с использованием картирования всего мозга и нашли доказательства активации системы вознаграждения мозга во время игр, установленного механизма зависимости от психоактивных веществ.
Растущее количество доказательств зависимости от видеоигр привело к публикации пятого издания «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM – 5; Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.), в котором «расстройство при интернет-играх» (IGD) рассматривается как будущая диагностическая категория. Самая последняя версия международной статистической классификации болезней и связанных с ними проблем со здоровьем (МКБ-11; Всемирная организация здравоохранения, 2018 г.) включает игровое расстройство в качестве отдельной категории расстройства.
Симптомы и диагностика игрового расстройства в Интернете (IGD)
Хотя это и не признано формальным расстройством, DSM-5 классифицировал IGD как состояние, требующее дальнейшего изучения, в отличие от игрового поведения в Интернете, которое классифицируется как подтип игрового расстройства. Предлагаемые диагностические критерии IGD резюмируются как «повторяющееся использование интернет-игр, часто с другими игроками, что приводит к серьезным проблемам с функционированием». Чтобы соответствовать порогу потенциального диагноза, человек должен проявлять пять из следующих девяти симптомов в течение одного года:
- Одержимость или одержимость игрой в Интернет-игры,
- Переживание неприятных симптомов при запрете играть в Интернет-игры (ломка),
- Необходимость проводить все больше времени за играми (терпимость),
- Безуспешные попытки сократить или прекратить играть в игры,
- Потеря интереса к ранее приятным занятиям или хобби в результате игр,
- Продолжение чрезмерного использования интернет-игр, несмотря на знание о негативном влиянии на функционирование,
- Обманывать других относительно масштабов игры,
- Использование интернет-игр для снятия беспокойства, чувства вины или других негативных эмоций.
- Опасность или потеря отношений, учебы или работы из-за участия в играх.
Кроме того, DSM включает три модификатора серьезности; легкие, средние и тяжелые, которые зависят от количества времени, проведенного в играх в Интернете, и общего воздействия на функционирование.
Критика диагноза
Учитывая относительную новизну состояния, данные об этиологии и клиническом течении IGD ограничены (Kuss et al.2017). Критики утверждали, что по-прежнему необходимы разъяснения в отношении определяющих признаков расстройства, в то время как требование наличия только пяти симптомов из девяти создает чрезмерно неоднородную диагностическую группу. Еще больше осложняет клиническую картину высокий уровень сопутствующих заболеваний между IGD и другими расстройствами, в первую очередь депрессией, тревожностью, ADHD и OCD (Liu et al. 2018; Gonzalez-Bueso et al. 2018).
Уход
Современные методы лечения IGD были разработаны на основе существующих научно-обоснованных вмешательств при расстройствах, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Вмешательства, применяемые в клинических условиях, могут быть психосоциальными или фармакологическими.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) доминирует в психосоциальных методах лечения IGD и включает когнитивную реструктуризацию для изменения деструктивных стереотипов мышления, модификации поведения и снижения вреда. Конкретные адаптации CBT, известные как CBT-IA (Young, 2011) для решения проблемного использования Интернета, включают выявление и оспаривание дезадаптивных рационализаций в отношении использования Интернета, выявление компьютерных и некомпьютерных действий в попытке улучшить поведение в автономном режиме, а также выявление и минимизацию действий, связанных с рецидив.
Фармакологические методы лечения обусловлены высокой степенью сопутствующей патологии между IGD и другими расстройствами, при этом прием антидепрессантов свидетельствует о сокращении времени, проведенного в сети, и стремлении к использованию Интернета.
Однако в настоящее время доступность высококачественных исследований, оценивающих приемлемость и эффективность вмешательств, адаптированных для IGD, ограничена, а разнообразие методов психосоциального лечения затрудняет общие сравнения. По-прежнему отсутствует консенсус в отношении определения расстройства, а также отсутствуют исследовательские меры «золотого стандарта» для классификации людей как лиц, страдающих интернет-зависимостью.