"Россия — держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на нее.
Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен"
Император Николай I
Николай I и декабристы: «Пролить кровь некоторых и спасти почти, наверно, всё»
Перед тем как перейти к окончанию своего повествования, то есть "закольцевать" историю, я хочу сказать ещё несколько слов об Александре Сергеевиче Пушкине и Николае Павловиче - императоре Николае I.
Проиллюстрировать, что он, император, не был Палкиным и не был Жандармом Европы, не был "дуроломом", а был хорошим человеком, делающим "свою работу" - как он говорил об управлении государством.
Он был таким, каким ему позволяло его положение и понимание долга перед династией и государством. Возможно он был более жёстким и менее гибким, чем диктовало тогдашнее время, но он делал всё для сохранения государства так, как понимал.
И, самое главное, в умах "просвещённого общества" его считали тираном и возмущались, что произошли казни и ссылки декабристов. В обществе им сочувствовали, а императора презирали. И знаете почему?
Потому, что он всеми силами сохранял государство: Он запретил массонство, считая его пятой колонной; он искоренял из умов "западничество", считая, что Россия и без так называемых "западных ценностей" великая держава; он пресекал любые попытки "вольнодумства" и желания свергнуть строй; он считал, что любое восстание против власти, где бы оно не проходило, необходимо подавлять. То есть он всеми возможными способами сохранял государство и его спокойствие.
Ранним утром 14 декабря 1825 года полковые командиры и весь столичный генералитет лично присягнули новому императору в Зимнем дворце и отправились по вверенным им гвардейским частям приводить к присяге солдат и офицеров.
В это же время и заговорщики начали выполнять свои задачи, каковыми были: агитация в казармах против присяги Николаю I, поднятие полков на восстание именем Константина, объявление своей воли Сенату, арест или убийство императора Николая и семьи. Что именно объявлять и что делать дальше — единого мнения не было, а многие не знали вообще.
Когда Николай узнал о готовящемся мятеже - было уже поздно, он начался. И это был первый день его царствования.
Историки говорят, что первый день Николай Павлович боялся, как должен бояться любой нормальный человек, но при этом был тверд и решителен, как может быть только настоящий государь, для которого превыше всего чувство долга и ответственности перед страной и народом.
Император не желал кровопролития, не хотел провоцировать мятежников на наступательные действия, не мог допустить, чтобы русские солдаты стреляли друг в друга, а вина за эту кровь пала бы на него. Декабристам, напротив, нужна была кровь, и из мятежного каре раздавались выстрелы, не только вверх, но и по войскам, верным государю и по парламентариям.
И, что он делает этот мужественный и сильный человек, совершенно не представляющий как надо управлять империей и не учившийся этому?
Он выходит на площадь. Один.
Уходя, император оставил на попечение караула своего сына и наследника, семилетнего Александра, со словами: «Я не нуждаюсь в вашей защите, но его я вверяю вашей охране». Позже этот момент был отражен в одном из барельефов на постаменте памятника государю.
Первым войском, которое приветствовало его как императора, была стоявшая в карауле во дворце 6-я рота Лейб-гвардии Финляндского полка. Построив их у главных дворцовых ворот, он послал приказ Лейб-гвардии Саперному батальону прибыть для охраны прочих выходов из дворца. А присягнувших ему частям — 1-му батальону Лейб-гвардии Преображенского полка, Лейб-гвардии Конному и Кавалергардскому полкам — двигаться к Сенатской площади.
На Дворцовой площади Николая окружила толпа простонародья, не посвященная в интриги высших кругов. Николай Павлович спросил людей, читали ли они его манифест о восшествии на престол. Услышав, что не читали, он взял экземпляр, который оказался у кого-то стоящих рядом, и сам начал читать его народу, громко и внятно, поясняя непонятные слова. После чтения император подвел итог: «Теперь вы видите, что я не отнимаю престол у брата». Толпа закричала «ура», стала бросать в воздух шапки, все порывались целовать государя. Растроганный, он поцеловал ближайших со словами «Не могу поцеловать вас всех. Вот вам за всех», и народ начал передавать друг другу царские поцелуи. (Об этом можно прочитать в книге Дмитрия Олейникова).
Как иронично отмечает историк: «Выведя обманным путем солдат на площадь, большинство злоумышленников постепенно с площади исчезали. Под разными предлогами и без оных. Причем их уход был прямо пропорционален прибытию правительственных войск, а уж когда на площади появилась артиллерия, то отток "руководителей стал поразительно активным».
К слову сказать, ещё с утра распорядились закрыть все питейные заведения. Однако уже к вечеру толпа зевак была изрядна пьяна, агрессия стала нарастать и в адрес государя стала слышна брань. Невозможно было добыть столько алкоголя, но он был.
Кто-то заранее приготовил спиртное, чтобы напоить толпу и вызвать у неё агрессию.
Парламентарии с призывом прекратить противостояние, были обстреляны и не допущены к солдатам.
Тогда ничего не оставалось, как выкатить пушки, их было четыре, потом ещё две, и открыть огонь картечью.
Число жертв 14 декабря в разных источниках колеблется, но в любом случае счет идет на сотни людей — это солдаты и офицеры разных полков и мирные жители, до которых долетала картечь, в том числе женщины и дети.
Сам император позже писал об этом дне: «Я чувствовал сию необходимость, но, признаюсь, когда настало время, не мог решиться на подобную меру, и ужас меня объял… опомнившись, я понял, что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти, наверно, всё; или, пощадив себя, жертвовать решительно государством».
Восстание провалилось.
Вряд ли декабристы были благородными рыцарями в сияющих доспехах, а Николай Павлович тираном. Мне представляется, что всё было с точностью до наоборот.
Ещё один пример беззаветной преданности Отечеству Николая Первого: поражение в Крымской войне он не смог пережить, заболел и умер.
Есть даже версия, что он покончил с собой, не перенеся позора. Эта версия имеет место быть по двум причинам: первая - он запретил себя вскрывать, чтобы не обнаружилась причина его смерти, и вторая - тело стало разлагаться стремительно, прямо на глазах. Вряд ли от простуды или воспаления легких такое могло произойти. Неважно. Важно то, что здоровый 58-летний мужчина быстро угас. Прощаясь, он сказал своему внуку Александру, будущему Императору Александру III :"Учись умирать".
Это всё, на мой взгляд говорит о нём, как о сильном, мужественном и благородном человеке.
Когда по Европе прокатилась волна революций, Россия с Николаем I участвовала в подавлении восстаний, за что Россию и Николая I и прозвали жандармом.
Революция "Весна народов" началась во Франции в 1848 году: свергли Луи Филиппа, потом восстание в Италии и Австрии. До 1848 года Николай помогал подавить Польское восстание в 1830 году, за что Николая , как в России , так и в Европе, жестко критиковали.
У Николая I был свой взгляд на устройство мира, он считал, что сила поможет искоренить дух бунтарства, он все-таки не понял своего времени, то ли воспитание сыграло роль, то ли характер такой был.
В основу внешней политики во время правления Николая I был заложен принцип Священного союза: велась активная борьба в отношении любых кардинальных перемен в жизни Европы. А восстания и революции, конечно же, коренным образом меняли всю структуру государственного устройства.
Поэтому при любом намеке на такие изменения Россия реагировала быстро.
Тогда-то пресса и начала называть Россию, и ее императора в частности, "жандармом Европы", при этом сейчас пишут, что окраска этого понятия, дескать, была нелестной. На мой взгляд, кого боятся, того уважают, не вижу в этом ничего страшного. Грамотная внешняя политика не терпит лояльности и бесхарактерности.
Вот интересно, а чтобы это просвещённое общество сказало, если бы переворот удался и убили бы всю царскую семью, тогда в 1825 году?
Наверное, тоже, что и в 1917-м. Ничего. Великобритания могла спасти своего двоюродного брата Ники, но не стала.
В прошлой публикации я вскользь говорила о Пушкине. Многие считают и его борцом за свободу и декабристом, который не смог присутствовать на Сенатской площади только потому, что ещё Александр I сослал его в Михайловское. Это очень неверное суждение, на мой взгляд.
Пушкин и декабристы.
По окончании Лицея в 1817 году Пушкин поселился в Петербурге, окунувшись с головою в светскую жизнь.
Он сразу был принят в литературное общество "Арзамас". где в это время идеи о социально-политическом содержании литературы начали выдвигать члены Союза благоденствия (многие участники которого будущие декабристы) — Михаил Орлов, Никита Муравьев и Николай Тургенев.
Сблизившись с последним, Пушкин попал в кружок молодых «либералистов», как раньше их называли, под влиянием которых, по-видимому, сложились его политические стихотворения тех лет — «Вольность», «Деревня», эпиграммы на Стурдзу («Холоп венчанного солдата…») и Александра I («Ура! в Россию скачет…»)
Поведение Пушкина в то время отличалось большой эпатажностью. Модны были провокативные тенденции "дендизма" вкупе с французскими традициями "либертинажа" - политического и религиозного свободомыслия. Всё это была дань моде и эпатажу, который будоражил кровь и кружил молодые головы. От реальных проектов будущих декабристов это все ещё было довольно далеко.
Но всё это повлияло на развитие некоторых тем в стихах 1821–1823 годов: стихи к Денису Давыдову и Раевскому были насыщены необычной для Пушкина, политической тематикой. Тогда же он пишет весьма радикальный "Кинжал":
"Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками, На ложе сна, в семье родной"
Несмотря на близкое общение с будущими декабристами и вольнодумными стихами и эпатажное поведение, Пушкин всё же декабристом не был. И они к нему относились несколько настороженно. Думаю, что если бы он не был во время восстания в ссылке, он бы всё равно не вышел на площадь и не принял бы участие в бунте "верхов".
Есть сведения, что когда он узнал о мятеже, то несколько раз порывался уехать из Михайловского в Петербург. Но ему всё время что-то мешало: то не было коляски, то лошадей и кучера, то когда он наконец-то выехал, ему дважды дорогу перебежал заяц(а Пушкин был очень суеверен). Так он и не доехал до Петербурга и вернулся в Михайловское.
А в 1826 году Пушкин встретился с императором.
Встреча Пушкина с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 года была много раз описана современниками:
«Рассказано Пушкиным. Фельдъегерь внезапно извлек меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль, и всего в пыли ввел меня в кабинет императора, который сказал мне: — А, здравствуй, Пушкин, доволен ли ты, что возвращен? Я отвечал, как следовало в подобном случае. Император долго беседовал со мною и спросил меня: — Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14 декабря? — Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо. — Ты довольно шалил, — возразил император, — надеюсь, что теперь ты образумишься и что размолвки у нас вперед не будет. Присылай все, что напишешь, ко мне; отныне я буду твоим цензором». Анна Хомутова «Воспоминание о Пушкине»
И эти слова Николая преподносились в школе, как "травля свободолюбивого" Пушкина и желание императора не давать разрешения на публикацию стихов Пушкина.
В ответе на вопрос о 14 декабря Пушкин не отрекся от дружбы с декабристами, однако и не высказал своего согласия (или несогласия) с их программой. Неоднозначное отношение Пушкина к декабристам проявляется и в остальных его высказываниях:
«Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков».Письмо Петру Вяземскому от 10 июля 1826 года
«На вопрос мой, переменился ли его образ мыслей и дает ли он мне слово думать и действовать иначе, если я пущу его на волю, он наговорил мне пропасть комплиментов насчет 14 декабря, но очень долго колебался прямым ответом и только после длинного молчания протянул руку с обещанием — сделаться другим».Рассказ Николая I об аудиенции в передаче М. А. Корфа
Позже Пушкин открестился от декабристов и их критиковал. Соответственно изменилось отношение Пушкина и к Императору, который достойно повёл себя во время мятежа:
"Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил..."
И совершенно закономерно, а в глазах его бывших товарищей - "позорно" прозревший А. Пушкин в 1826 году написал письмо раскаяние императору Николаю Первому, в котором согласился с его Манифестом от 13 июля 1826 года, что причина бунта мятежников в "недостатке твёрдых познаний", в "пагубной роскоши полу познаний, сей порыв мечтательной крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель".
Более того, и "возмутительнее" - А. Пушкин стал публично демонстрировать свою новую мировоззренческую позицию, что выразилось в его неожиданной критике А.Н.Радищева (1749-1802), ставшего масоном-мартинистом ещё в университете в Лейпциге, за его "Путешествие из Петербурга в Москву", за что тот и был сослан в Сибирь.
Пушкин: "Поступок его всегда казался нам преступлением ничем не извиняемым, а "Путешествие в Москву" весьма посредственной книгою..."
8 сентября 1826 г. в Чудовом монастыре состоялся между Николаем I и Пушкиным долгий и откровенный разговор, изменивший многое. После этого разговора Николай I стал поклонником Пушкина и его опекуном до его гибели, разрешил ему жить, где хочет и оказывал ему большую помощь, в том числе и финансовую, оплачивая все его долги, коих было немерено, включая и похороны.
А после Николая I будет править Александр II - Освободитель, который даст свободу крестьянам, начнёт реформы, за что и будет убит "новыми освобожденными", поскольку рабы, получившие свободу, никогда не знают, что с ней делать.
Марк Туллий Цицерон в 1-м веке до н.э. сказал: "Раб мечтает не о своей свободе, а о своих рабах".
Потом на престол взошёл Александр III, прозванный Миротворцем.
И он был даже жёстче Николая I, он железной рукой и непреклонной волей подавлял бунтовщиков, но при нём не было ни одной войны и Европа его уважала и боялась. Это ему принадлежит крылатое выражение о том, что у России есть только два союзника - её армия и флот, это он сказал, что когда русский царь удит рыбу, то Европа может и подождать.
Когда стал назревать конфликт с Австро-Венгрией из-за вмешательства России в балканские проблемы. то на обеде в Зимнем дворце австрийский посол стал в довольно резкой форме обсуждать балканский вопрос и, разгорячившись, даже намекнул на возможность мобилизации Австрией двух или трёх корпусов. Александр III был невозмутим и делал вид, что не замечает резкого тона посла.
Затем он спокойно взял вилку, согнул её петлёй и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата и очень спокойно сказал: «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя корпусами». Он был последним царём, который действительно заботился о государстве и его процветании.
Екатерина вторая была пятой по счёту женщиной - императрицей после Марты Скавронской. - первой женщины- императрицы. При её правлении Россия добилась очень многого, её стали уважать и бояться. Внешняя политика была её самой сильной стороной, о чём очень ёмко выразился канцлер Безбородко:
Таким же был и пятый император после Екатерины - Александр III, к сожалению последний, сохранивший империю. Венок.
Окончание в следующей публикации....
А первые три части публикации вы можете прочитать здесь: