Где искать Остров сокровищ? Да-да, тот самый, придуманный Стивенсоном.
Отвечая на этот вопрос, литературоведы и географы чаще всего называют расположенный к юго-западу от Кубы остров Пинос. Трудно, во всяком случае, найти другой клочок суши в большей степени подходящий для изучения всемирной истории пиратства.
Пинос был открыт 13 июня 1494 года во время второго путешествия Колумба. Великий путешественник счел его частью Кубы, которую, в свою очередь, принял за полуостров, примыкающий к нынешней Мексике. Стоит ли, впрочем, пенять ему на эти ошибки, если и сам Новый Свет он считал Азией? Колумб все равно остается Колумбом…
Испанцы поначалу окрестили остров то ли Еванхелистой, то ли Абанхелистой. Разница здесь довольно значительная, поскольку в первом случае получается, что он был назван в честь апостола Иоанна, а во втором – в честь Иоанна Крестителя. Необходимость выбора между двумя святыми смущала богобоязненных испанцев, так что в конце концов они придумали острову третье название и нарекли его Пиносом (от испанского «пино» – сосна).
Для южных морей сосны – деревья, мягко говоря, нетипичные. Однако на Пиносе их много, и в этом карибский остров действительно напоминает вымышленный Остров сокровищ.
ФЛИБУСТЬЕРЫ И БУКАНЬЕРЫ
Первыми обитателями острова были индейцы-гуанахтабеи, древнейшие поселения которых датируются еще временами палеолита. На смену им пришли более воинственные сибонеи, вытеснившие или попросту уничтожившие своих предшественников.
Судьба победителей тоже сложилась незавидно. В 1511 году индейцы Пиноса во главе с Такоменом отправились на Кубу, где присоединились к восставшему против испанцев касику (вождю) Атауэю. Спустя год выступление было подавлено, Атауэя сожгли, а против уцелевших мятежников предприняли несколько карательных экспедиций. Результат: в 1570 году Хуан Веласко меланхолично отмечает, что Пинос «не имеет людей». Все они оказались либо уничтожены, либо обращены в рабство испанцами.
На самом деле даже при отсутствии постоянного населения жизнь на острове кипела. Причина заключалась в географическом положении Пиноса. С 1530 года для снабжения американских колоний из Испании ежегодно выходил мощный флот, делившийся уже в Карибском море на две эскадры. Одна следовала в Картахену (нынешняя Колумбия) и Панаму, где после разгрузки брала на борт золото, серебро, драгоценные камни, присланные из Перу и Чили. Вторая эскадра разгружалась в Веракрусе (Мексика), забирая оттуда сокровища Мексики.
Проходя мимо Пиноса, обе эскадры направлялись в Гавану, где объединялись в «золотой флот», «пощипать» который было мечтой любого флибустьера (в переводе с французского «морской разбойник»). Пинос служил для них прекрасной базой, предоставляя возможность отдохнуть, подремонтировать суда, запастись едой и провизией. Продукты пираты закупали у буканьеров – охотников, занимавшихся заготовлением кожи и мяса («букан» в переводе с французского и означает «коптить мясо, рыбу»). Причем публика в эти шайки подбиралась такая, что могла поохотиться и на людей, и даже на самих флибустьеров.
ОТ ХОКИНСА ДО МОРГАНА
Теперь посмотрим, кто из пиратских предводителей посещал Пинос и мог бы спрятать здесь свои сокровища. Сразу заметим, что вымышленного капитана Флинта среди них не было, но первое же имя сразу напоминает нам о романе Стивенсона…
Хокинс, только не Джим, а Джон, впервые побывал на Пиносе в 1565 году, когда после ограбления очередного испанского каравана запасался здесь питьевой водой. Последний его визит на остров, причем с аналогичной целью, состоялся спустя три десятилетия. Незадолго до кончины за участие в разгроме Непобедимой армады Хокинс получил от королевы титул сэра и звание британского адмирала. Скончался он 22 ноября 1595 года на рейде Пуэрто-Рико и был похоронен в море, под звуки фанфар и артиллерийскую канонаду.
Командование эскадрой после его смерти принял Фрэнсис Дрейк (еще один сэр и адмирал с криминальным прошлым). Он также несколько раз посещал Пинос и даже оставил в своем дневнике весьма интересное с естественно-научной точки зрения описание острова. Это путешествие тоже оказалось для него последним: в январе 1596 года он скончался в Панаме.
Теперь во главе эскадры встал еще один персонаж с литературной фамилией Томас Баскервиль, решивший зайти на Пинос с целью ремонта. Однако перевести дух у пиратов не получилось. В заливе Сигуанеа их накрыл флот испанцев под командованием дона Бернардино Авельянедо. Британцы заняли оборону, а затем попытались спастись бегством. Однако прорвались не все: из 27 судов, вышедших в плавание под командованием сэра Хокинса, на родину вернулось всего восемь.
Последним из посещавших Пинос великих английский пиратов стал Генри Морган, у которого Стивенсон позаимствовал фамилию еще для одного своего персонажа. Впрочем, реальный прототип был фигурой гораздо более яркой и значительной, нежели пират из романа.
Племянник губернатора Ямайки, он ухитрился попасть в рабство, затем бежал и сколотил собственную шайку. Помимо нападений на корабли Морган часто атаковал испанские крепости, а после «отлеживался» на Пиносе.
Удача изменила ему в 1672 году, когда он был захвачен в плен соотечественниками. В Англию его везли на корабле «Уилком» («Добро пожаловать»), что Морган счел добрым предзнаменованием. И не ошибся. Король Карл II не только простил знаменитого пирата, но и назначил его вице-губернатором Ямайки.
Награбленные сокровища Морган успешно вкладывал в бизнес, положив начало одной из самых известных династий английских миллионеров. Вот только все ли нажитые им нечестным путем средства были им «отмыты»? Добрая половина карибских островов может похвастаться легендами о якобы зарытых на них сокровищах Моргана. И Пинос, разумеется, не исключение.
Помимо англичан бывали на Пиносе и флибустьеры других национальностей. Самое крупное морское сражение у берегов острова устроил в 1635 году голландец Корнелиус Холл по прозвищу Деревянная Нога (привет Джону Сильверу). Возглавив целую пиратскую эскадру, он задумал перехватить флотилию Карлоса Ибарры, переправлявшую перуанское золото в Гавану. Испанский адмирал высчитал, что ловушку ему устроят именно возле Пиноса, и постарался получше подготовиться к бою. После кровавого и упорного сражения с пожарами и абордажами, испанцы изменили маршрут и двинулись к Веракрусу. Впоследствии Ибарра все-таки доставил «золотой флот» в Испанию, за что получил титул маркиза Тарасены.
Холл вскоре удалился на покой, передав свое дело черному как ночь мулату Диего Грильо. Этот уроженец Гаваны дослужился в испанском флоте до капитана, но позже переметнулся к Дрейку, затем к Холлу и, наконец, под старость стал самым грозным пиратом Карибского моря. Умер он, видимо, своей смертью, причем не исключено, что именно на Пиносе. Испанцы, правда, хвастались, что в 1673 году Грильо был ими захвачен и повешен, но речь явно идет о другом пирате, взявшем известное имя в качестве «бренда». Не мог же человек, начинавший карьеру во времена Дрейка, закончить ее в эпоху Моргана!
Страшная слава Пиноса пошла на убыль после того, как великие державы целенаправленно занялись борьбой с пиратством. К тому же испанцы приступили к заселению острова и в 1826 году даже открыли на нем «Образцовую тюрьму», в которую ссылали преступников со всей Кубы.
В 1820-х годах по морю начала крейсировать американская эскадра, сделавшая жизнь джентльменов удачи совершенно невыносимой.
В 1830 году пират Андухар, спасаясь от испанцев, добрался до Пиноса, чтобы укрыться в устье реки Хукаро. Однако, увидев, что его укрытие обнаружено, он предпочел поджечь собственную бригантину, да так неудачно, что сам же и погиб в пламени.
Больше на острове пираты не появлялись. Появились другие герои. И героини…
ТЮРЬМА ДЛЯ ФИДЕЛЯ
Имя Эванхелины Коссио, прозванной Цветком Кубы, стало известным после антииспанского восстания на Пиносе (26 июля 1896 года).
Четырнадцатилетняя красавица появилась на острове вместе со своим отцом-ссыльным.
Командир местного гарнизона полковник Беррис начал преследовать Эванхелину своими домогательствами и, чтобы сломить ее упорство, отправил в тюрьму дона Коссио.
Тогда девушка приняла участие в заговоре сторонников независимости. Она согласилась на свидание, во время которого Беррис был захвачен патриотами. Однако его крики о пощаде привлекли внимание солдат, которые освободили своего начальника. Части гарнизона поднялись по тревоге, сумев отразить нападение восставших.
Пока Эванхелина томилась в тюрьме, ее история была расписана в газетах американского медиамагната Рудольфа Херста. За освобождение сеньориты Коссио выступали видные политики, ученые, деятели культуры.
Журналисту Карлу Деккеру удалость подкупить охрану, после чего переодетая в мужской костюм Эванхелина пробралась на пароход, который доставил ее в Соединенные Штаты…
Впоследствии Коссио прожила долгую и счастливую жизнь, скончавшись в Гаване в мае 1970 года.
Куба получила независимость в 1898 году, после американо-испанской войны. Но просто сделать доброе дело и удалиться янки не пожелали. В 1902 году по их настоянию в конституцию Кубы была внесена поправка Плата, согласно которой судьба Пиноса должна была определиться позднее. Американские бизнесмены решили, что остров будет аннексирован США, и начали скупать на нем землю. Крупные владения были распроданы в розницу почти десяти тысячам американских обывателей, а также эмигрантам из Китая, Японии, России, Норвегии. Возникли новые населенные пункты, самый крупный из которых получил милое российскому сердцу название Санта-Барбара.
Однако в 1925 году США все-таки признали Пинос частью Кубы, после чего девять десятых переселенцев уехали, а созданные ими города опустели.
Но «Образцовая тюрьма» оставалась на месте. Самым известным ее узником стал Фидель Кастро.
В 1952 году будущего вождя революции приговорили к 15 годам заключения за организацию нападения на казармы Монкада.
Во время заключения Фидель не только занимался самообразованием, но и устроил своего рода партийную школу для своих подельников.
Режим занятий и предметы, которые на них изучались, показывают, что, подобно Ленину, Кастро пытался создать маленькую, но сплоченную партию профессиональных революционеров – людей, которые органично чувствуют себя в любой обстановке, умело приспосабливаются к любой ситуации и готовы использовать любые средства для достижения своих целей.
Фидель вышел на свободу по амнистии в мае 1955 года и тут же приступил к подготовке новой революции, которая на сей раз увенчалась успехом.
Пинос к этому времени уже снова «раскрутился» в качестве курортного и увеселительного центра. Споры о том, с кого Стивенсон писал свой Остров сокровищ, вспыхнули с новой силой.
Противники Пиноса прежде всего указывали на разницу в размерах: реальный остров примерно в четыре раза больше вымышленного. Следующий аргумент: карта, нарисованная автором к первому изданию его романа, мало напоминает карту Пиноса. И аргумент третий: Стивенсон никогда не был на Карибах, зато хорошо знал острова Тихого океана. Следовательно, там и надо искать остров сокровищ.
Сторонники Пиноса за аргументами в карман тоже не лезли. Во-первых, они указывали на сосны и некоторые топонимические совпадения (например, холм Подзорная труба). Во-вторых, выяснили, что нарисованная Стивенсоном карта Острова сокровищ очень похожа на старые карта Пиноса, которые вполне могли быть известны писателю. И в-третьих, ссылались на то, что ни один тихоокеанский остров не может похвастаться столь же бурным пиратским прошлым и такими именитыми гостями, как Джон Хокинс, Генри Морган, Холл Деревянная Нога.
А сколько раз находили на Пиносе пустые пиратские сундуки или отдельные монеты! Может быть, находили и клады, кто знает?
В общем, Островом сокровищ решили считать именно Пинос. В 1958 году американские инвесторы завершили строительство отеля «Колони», главным украшением которого стало расположенное в холле мозаичное панно со сценой из романа. А еще через месяц к власти пришел Кастро – и американцев попросили убраться.
Идеологические акценты сместились, и в 1978 году Пинос переименовали в Хувентад (остров Молодежи). Но сколько бы ни менялись названия, для ищущих романтики и экзотики туристов он все равно останется Островом сокровищ.
«Секретные материалы 20 века». Юрий Медведько, журналист (Санкт-Петербург)