Найти тему
Тетка Настасья

Книжкины одежки

Я люблю книги и даже сейчас, "когда все можно найти в интернете" все равно люблю читать именно книги. Они не разряжаются, не теряют закладки, в них нет назойливой рекламы... Зато есть шуршание страниц, шершавость переплета, немного потрепанного, потому что некоторые книги зачитаны до дыр, потому что к ним хочется возвращаться...

А старинные книги, действительно старинные с историей - это вообще отдельная тема... Сама бумага с водяными знаками, иллюстрации, заставки... и прочая, прочая, прочая....

Но сегодня о переплетах... Их история сама по себе не менее интересна, чем история книгопечатания... Почему-то, когда говорят о книгах и переплетах сразу съезжают на церковные книги, прежде всего, Евангелия, для которых, действительно, переплеты делались сказочной красоты, с окладами из серебра, с использованием самых разных материалов от жемчуга до эмалей. Светские книги сразу как-тот отходят в тень, но, если вдуматься, их было гораздо больше, чем церковных, особенно с распространением книгопечатания. Книги ценили, любили и, конечно же, украшали.

Переплет второй половины XVI века. Германия. Работа Каспара Мойзера, придворного переплетчика курфюста Саксонского Августа I.
Переплет второй половины XVI века. Германия. Работа Каспара Мойзера, придворного переплетчика курфюста Саксонского Августа I.

Самым распространенным материалом для изготовления переплетов была кожа. Материал достаточно доступный, предохраняющий книги от разных напастей, в том числе и от огня (до известного предела, разумеется...) и легко поддающийся обработке.

Самые ранние переплеты, дошедшие до нашего времени, относятся, в основном, к XV веку, тогда широко использовалось слепое или блинтовое тиснение (плоское бескрасочное тиснение надписей или украшений на книжных переплетах, производимое горячим прессом). Узоры были достаточно сдержанные, в виде диагонального узора, в образовавшиеся ромбы помещали геральдический, зооморфный или растительный орнамент.

В XVI веке декор переплетов становится гораздо разнообразнее. Наряду с блинтовым тиснением начинает использоваться золотое.

Переплет XVI век. Италия.
Переплет XVI век. Италия.

Мода на золотое тиснение приходит с Востока, где оно широко применялось уже лет двести... Серебряное тиснение используется реже, поскольку серебро не давало нужной насыщенности цвета. Также с легкой руки французского мастера Жана Гролье в переплетах стала широко использоваться инкрустация из лоскутов разноцветной кожи, составляющих характерный, довольно причудливый рисунок. Такой стиль оформления переплетов получил название "стил Гролье" и был очень популярен в начале XVI века, а потом пережил "вторую волну" в эпоху эклектики.

Кроме этого переплеты покрывали лаком, украшали миниатюрами и вышивали.

Вышитый переплет середины XVII века, Англия. На верхней крышке портрет вдовствующей королевы Генриетты Марии, на нижней крышке портрет ее сына, короля Англии Карла II.
Вышитый переплет середины XVII века, Англия. На верхней крышке портрет вдовствующей королевы Генриетты Марии, на нижней крышке портрет ее сына, короля Англии Карла II.

Для сохранения книжного блока использовали застежки, ленты или шелковые шнуры.

Переплет первой половины XVIII века. обратите внимание на тиснение обреза.
Переплет первой половины XVIII века. обратите внимание на тиснение обреза.
Вышитый переплет конца XVI века. Италия.
Вышитый переплет конца XVI века. Италия.

Вышитые переплеты были особенно изысканны. В них применялось шитье гладью цветным шелком, золотыми и серебряными нитями, бисером и жемчугом. В качестве основы использовали холст, штоф, гобелен, шелк и бархат.

Переплет XVIII век, Германия.
Переплет XVIII век, Германия.

В эпоху классицизма оформление переплета становится строже, орнаменты получают геометричное, выверенное решение, в декоре появляются характерные мотивы античной архитектуры и скульптуры. Новый всплеск интереса к художественным переплетам возник в эпоху эклектики, когда в их украшении используют самые разные мотивы и орнаменты.

Еще одна тема в художественном оформлении книг - это оформление обрезов. Время от времени, начиная с XVI века возникает мода на цветные, золоченые и тисненые обрезы, вплоть до того, что книги на полках библиотек выставляли не привычным нам образом корешками к зрителю, а именно обрезами.

Обрезы немецких книг второй половины XVI века. Действительно, как можно прятать такую красоту...
Обрезы немецких книг второй половины XVI века. Действительно, как можно прятать такую красоту...

К сожалению, искусство оформления книг, в основном анонимно... История сохраняет имена художников, можно найти имена фабрикантов бумаги, а вот с переплетами гораздо сложнее. Их не принято было подписывать, в лучшем случае мастер ставил свое клеймо, но так делали только самые прославленные и крупные мастера, работавшие в придворных кругах. Это, например, Якоб Краузе, работавший в Германии, Самюэль Мерн - самый знаменитый мастер Англии или уже упомянутый Жан Гролье. Большинство художников, одевавших книги, остаются неизвестными или малоизученными...

Что-то сегодня, в основном речь шла о переплетах XVI-XVIII веков, но если попадется что-то интересное - обязательно расскажу )))