Я люблю книги и даже сейчас, "когда все можно найти в интернете" все равно люблю читать именно книги. Они не разряжаются, не теряют закладки, в них нет назойливой рекламы... Зато есть шуршание страниц, шершавость переплета, немного потрепанного, потому что некоторые книги зачитаны до дыр, потому что к ним хочется возвращаться...
А старинные книги, действительно старинные с историей - это вообще отдельная тема... Сама бумага с водяными знаками, иллюстрации, заставки... и прочая, прочая, прочая....
Но сегодня о переплетах... Их история сама по себе не менее интересна, чем история книгопечатания... Почему-то, когда говорят о книгах и переплетах сразу съезжают на церковные книги, прежде всего, Евангелия, для которых, действительно, переплеты делались сказочной красоты, с окладами из серебра, с использованием самых разных материалов от жемчуга до эмалей. Светские книги сразу как-тот отходят в тень, но, если вдуматься, их было гораздо больше, чем церковных, особенно с распространением книгопечатания. Книги ценили, любили и, конечно же, украшали.
Самым распространенным материалом для изготовления переплетов была кожа. Материал достаточно доступный, предохраняющий книги от разных напастей, в том числе и от огня (до известного предела, разумеется...) и легко поддающийся обработке.
Самые ранние переплеты, дошедшие до нашего времени, относятся, в основном, к XV веку, тогда широко использовалось слепое или блинтовое тиснение (плоское бескрасочное тиснение надписей или украшений на книжных переплетах, производимое горячим прессом). Узоры были достаточно сдержанные, в виде диагонального узора, в образовавшиеся ромбы помещали геральдический, зооморфный или растительный орнамент.
В XVI веке декор переплетов становится гораздо разнообразнее. Наряду с блинтовым тиснением начинает использоваться золотое.
Мода на золотое тиснение приходит с Востока, где оно широко применялось уже лет двести... Серебряное тиснение используется реже, поскольку серебро не давало нужной насыщенности цвета. Также с легкой руки французского мастера Жана Гролье в переплетах стала широко использоваться инкрустация из лоскутов разноцветной кожи, составляющих характерный, довольно причудливый рисунок. Такой стиль оформления переплетов получил название "стил Гролье" и был очень популярен в начале XVI века, а потом пережил "вторую волну" в эпоху эклектики.
Кроме этого переплеты покрывали лаком, украшали миниатюрами и вышивали.
Для сохранения книжного блока использовали застежки, ленты или шелковые шнуры.
Вышитые переплеты были особенно изысканны. В них применялось шитье гладью цветным шелком, золотыми и серебряными нитями, бисером и жемчугом. В качестве основы использовали холст, штоф, гобелен, шелк и бархат.
В эпоху классицизма оформление переплета становится строже, орнаменты получают геометричное, выверенное решение, в декоре появляются характерные мотивы античной архитектуры и скульптуры. Новый всплеск интереса к художественным переплетам возник в эпоху эклектики, когда в их украшении используют самые разные мотивы и орнаменты.
Еще одна тема в художественном оформлении книг - это оформление обрезов. Время от времени, начиная с XVI века возникает мода на цветные, золоченые и тисненые обрезы, вплоть до того, что книги на полках библиотек выставляли не привычным нам образом корешками к зрителю, а именно обрезами.
К сожалению, искусство оформления книг, в основном анонимно... История сохраняет имена художников, можно найти имена фабрикантов бумаги, а вот с переплетами гораздо сложнее. Их не принято было подписывать, в лучшем случае мастер ставил свое клеймо, но так делали только самые прославленные и крупные мастера, работавшие в придворных кругах. Это, например, Якоб Краузе, работавший в Германии, Самюэль Мерн - самый знаменитый мастер Англии или уже упомянутый Жан Гролье. Большинство художников, одевавших книги, остаются неизвестными или малоизученными...
Что-то сегодня, в основном речь шла о переплетах XVI-XVIII веков, но если попадется что-то интересное - обязательно расскажу )))