На подавляющем большинстве территории Советского Союза мир наступил ко второй половине 20-х годов. Закончилась гражданская война, завершены военные конфликты с отколовшимися окраинами бывшей Российской империи, почти полностью демобилизована огромная народная армия. Наступила пора обучать и развивать регулярную армию. Кто же был обозначен вероятным противником для РККА?
В 1926 году М.Н. Тухачевский, в то время начальник Штаба РККА, в своем докладе «Вопросы современной стратегии» главным вероятным военным противником указывал коалицию Франция-Великобритания – авангард буржуазного мира, угнетателей рабочего класса.
В 1928 году вышел первый из известных советских военных учебников, под названием «Будущая война», там очень подробно в семи томах описываются контуры будущей войны. Наиболее вероятными противниками там названы все тогдашние западные соседи: Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Польша, Румыния. Франция и Великобритания не будут направлять свои войска, лишь ограничатся финансовой поддержкой одного из наших западных соседей.
В 1930 году будущий нарком обороны С.К. Тимошенко написал книгу «Мозг армии», в которой вероятными противниками СССР названы всё те же Финляндия, Польша, Румыния, но также здесь впервые среди вероятных противников появляется Япония. Не ошибался маршал только по поводу Японии. Уже с 1932 года японские войска регулярно «прощупывали советские границы.
В 1933 году в планах учения по Белорусскому военному округу среди вероятных противников СССР впервые названа Германия.
28 декабря 1933 года в докладе на сессии ЦИК СССР В.М. Молотов назвал главным источником военной угрозы Советскому государству – Японию, перспективным источником – Германию. Дополнительно он отметил, что все страны, вышедшие из Лиги Наций следует рассматривать как агрессивные (Япония вышла из Лиги Наций в марте 1933, Германия в сентябре 1933).
В работах заместителя наркома обороны маршала М.Н. Тухачевского, 1936 года Германия называлась дружественным государством, которое однако может поддержать Польшу в её агрессивных планах против СССР.
В марте 1938 года на заседании главного совета РККА принято решение готовиться к агрессии со стороны Германии, Польши и Румынии. В развитие этого решения интенсифицировались работы на системе оборонительных сооружений, также известной как «Линия Сталина». Имеется информация о разработанных макетах агитационных листовок на немецком, польском и румынском языках.
Осенью 1939 года после подписания «пакта Молотова-Риббентропа» вышло «Наставление для солдат РККА», в котором Румыния, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия названы наиболее вероятными противниками на ближайшие годы, армия Великобритании нейтральной, которая возможно окажет поддержку одной из агрессивных стран. Армии Германии, Италии и Японии названы дружественными. Следствием этого становится сворачивание работ на линии оборонительных сооружений.
Менее, чем через год, в июле 1940 появляется документ, под названием «Соображения об основах стратегического развертывания вооруженных сил Советского Союза на западе и востоке на 1940-1941 годы». В этом документе впервые Германия указана основным вероятным противником (потому как на западе кроме Германии не осталось почти никого). Финляндия, согласно этой работе поддержит немецкую агрессию, Япония возможно поддержит.
В январе 1941 выходит последний из довоенных трудов на тему ведения будущей войны под авторством помощника начальника генерального штаба РККА, генерала М.В. Захарова «Генеральный штаб. Годы войны». В этой книге описывается вероятный сценарий начала войны и действия, которые необходимо предпринять всем советским военнослужащим в соответствии с этим сценарием. Согласно сценарию Германия нанесет удар на Северо-Западном направлении, чтобы пройдя по линии Кенигсберг – Рига – Псков выйти к Ленинграду и по линии Варшава – Минск – Смоленск выйти к Москве. Но, готовая к этому удару Красная Армия его отразит и перейдет в контрнаступление. Советское наступление должна поддержать южная группа войск из Молдавии. Если данный сценарий будет осуществлен, то Япония и Финляндия при этом останутся нейтральными.
Представления советского руководства о составе вероятных военных противников и характере предстоящей войны на протяжении предвоенных лет претерпевали значительные изменения. Было ли это политической близорукостью либо отвечало реальной расстановке сил из XXI века сложно сказать. Но во всех этих изменениях по моему мнению кроется одна из причин того, что непосредственная подготовка к вооруженному столкновению с Третьим Рейхом была начата с запозданием.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Буду рад услышать ваше мнение.