Найти тему
Бес

Маргарита: ведьма или святая?

Постер телесериала «Мастер и Маргарита»
Постер телесериала «Мастер и Маргарита»

М. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» создал образ Маргариты как образ истинно любящей, верной своим чувствам женщины с твердыми жизненными принципами. Читатель, дочитавший роман до конца, обязательно проникнется к ней самыми искренними и теплыми чувствами. Однако с точки зрения общественной морали Маргарита ведь блудница, изменявшая своему мужу, низкая женщина. Но всегда ли нормы социальной морали применимы в нашей жизни? Или все-таки стоит сделать выбор в пользу чего-то большего.

Что мы знаем о Маргарите? Автор описывает Маргариту как женщину удивительной красоты, живые «чуть косящие» глаза, в которых между тем было заметно «необыкновенное одиночество». Она рано вышла замуж, за человека с достатком, который был старше ее. Несмотря на любящего мужа и комфортные жизненные условия, она несчастна и одинока. Несчастна и одинока настолько, что помышляет о самоубийстве. Финал горькой жизни может быть так близко…

В этот момент она встречает мастера. Эта роковая встреча полностью перевернула бытие Маргариты. Она с головой окунается в омут внезапно вспыхнувшей любви. Она муза мастера и самый преданный его читатель. В ее жизнь приходит смысл. Он любит и любима. Она заботлива и хозяйственна, хотя до этого «не знала что такое примус». Она всеми силами помогает творцу завершить акт творения – роман мастера должен увидеть свет.

С точки зрения вездесущей общественной морали, описываемые события – блуд, измена законному супругу, грех. Но в процессе чтения у нас ни на секунду не возникает хоть единой порочной мысли в отношении этой светлой женщины! Любовь Маргариты к мастеру невинна и чиста. Она дана им свыше. Все, что помимо – не имеет никакого значения.

И вот роман мастера завершен. Они выстрадали его вместе – невозможно поверит в то, что роман бы увидел свет, не будь встречи мастера и Маргариты. Но вместо счастья долгожданное событие приносит влюбленным только горе – роман о Понтии Пилате в Советской России никому не нужен. Мало того – опасен. Разгромные стати критиков и отказ печатать роман. Маргарита уязвлена не меньше мастера – роман и ее детище. Тут мы впервые видим Маргариту в ярости – в пылу гнева она обещает отравить критика, но гнев этот праведный. Несмотря на негативные эмоции, Маргарита снова предстает в лучшем свете – она борется до конца за то, что важно в ее жизни.

Как результат злоключений – попытка мастера уничтожить роман и его последующий арест. Разлука любимых.

Маргарита в отчаянии. Тот свет, который смог разжечь мастер в ее душе, начинает бледнеть и меркнуть. Встреча с Азазелло дает ей новую надежду. Секунду поколебавшись, она решается продать свою душу ради любви. С религиозной токи зрения – факт вопиющий, абсолютно неприемлемый! Смертельный грех! Для Маргариты же имеет значение только Он. Остальное не важно. И в дальнейшем мы видим, что обычный человек, продавший душу ради истинной любви, способен изменить мир!

Нанеся на тело крем, подаренный посланником Воланда, теплым майским вечером Маргарита становится ведьмой. М.В.Булгаков очень ярко и красочно описывает Маргариту в образе ведьмы. Она наконец-то обрела абсолютную свободу и может дышать полной грудью. Перед тем как покинуть дом, Маргарита ставит на место оскандалившихся на кухне женщин и подшучивает над незадачливым соседом.

Но приобретенной свободой, а вместе с ней и властью, Маргарита не пользуется во благо себе. Прежде всего, она хочет восстановить справедливость и равновесие – она отправляется на квартиру к критику Латунскому и разносит ее, уничтожая все на своем пути. Это не злоба – всего лишь ответ критику на то, что он сделал с романом и жизнью мастера. Маргарита в образе ведьмы-разрушительницы – дух не мщения, но справедливости. Вместе с тем Маргарита отказывается от личной мести Латунскому, имея на то широкие возможности. Впоследствии она даже останавливает Азазелло, который намерен убить Латунского. Ярость сменяется милосердием. Отказ от личной мести – признак светлой и сильной личности.

В романе «Мастер и Маргарита» отдельное место отведено Луне. Всякий попавший в лунный свет, предстает в своем истинном облике, сбросив маски обыденности. Образ Маргариты-ведьмы, летящей в лунном свете – один их наиболее ярких образов романа. Необузданная, дикая красота! Но мы-то знаем, какой сдержанной и рассудительной может быть Маргарита в повседневной жизни. Лед и пламень, соединившиеся в одной женщине.

Маргарита на балу у Воланда – всесильная королева, ни на минуту не показавшая слабости. Она терпит боль и улыбается. Ее душу греет надежда на встречу с любимым. Вместе с тем она не забывает ставить на место зарвавшихся подданных (Кот Бегемот), и выслушивать их мольбы. У Маргариты обостренное чувство справедливости, местами отличное от общепринятого. Тяжкий грех Фриды она рассматривает не только через призму убийства младенца, но видит в нем виновность мужчины, не пришедшего на помощь и оставившего женщину одну в беде. Дав Фриде надежду на спасение, она не может нарушить своего слова, пусть даже во вред себе.

Благородство Маргариты среди всеобщего порока не осталось без награды. Она вновь воссоединилась с любимым и более не мечтает ни о чем другом. Но Воланд дает им с мастером в награду куда больше – возможность вечно быть вместе. Они заслужили покой, точнее она заслужила покой для них обоих.

Маргарита не ведьма и не святая. Она обычная земная женщина, с обычными человеческими слабостями, нашла в себе силы смести преграды на пути к Любви. И пусть недруги клеймят ее грешницей, ведьмой, предавшей мужа и продавшей душу дьяволу. Никакие писанные и неписанные устои нашего несовершенного общества не могут встать на пути по-настоящему значимых ценностей. Ведь как гласит народная мудрость: «Не все то свято, что в книгу вмято».