28-й президент США Вудро Вильсон говорил: «Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить» Действительно, не успела администрация Трампа озвучить свои планы относительно готовящейся реформы, как критики сразу же оклеймили предложения президента «подарком для богачей», утверждая, что наибольшие выгоды от его инициативы приобретет именно 1% богатейших граждан Америки — это те, кто получает $700 тыс. в год и больше. Так ли все однозначно на самом деле? Чтобы полноценно ответить на этот вопрос необохдимо обратиться к истории налогооблажения в США. Новейшая история налогооблажения в США знает множество попыток проведения в стране реформ. Так или иначе предложения о необходимости налоговых преобразований разного масштаба выдвигались практически каждым хозяином Белого Дома. Однако лишь немногим из них удавалось претворить свои замыслы в жизнь1 . Крупнейшей налоговой реформой в США считается Реформа 1986, проведенная администрацией Рональда Рейгана. Обращаясь к демократам с либеральной идеей устранения налоговых лазеек, с консервативной республиканской философией снижения налоговых ставок, Рейган добился двухпартийной коалиции. Как результат, налоги при нем были существенно уменьшены, в особенности на высокие доходы. Максимальный уровень налогов с 70 % был радикально уменьшен до 28 %. В то же время дефицит федерального бюджета снизился с 6 % в 1983 г. до 3,2 % ВВП в 1987 г., а к концу правления Рейгана — до 2,9 %. Благодаря снижению налога на прирост капитала IPO провели более 3000 динамичных компаний. Многие из этих малых и средних предприятий стали затем лидерами рынка (например, Dell, Microsoft), в результате их деятельности произошѐл бум технологий и значительное увеличение числа рабочих мест в 80-е и 90-е годы. В 1991 году Трамп как бизнесмен заявлял, что Реформа 1986 года была «абсолютной катастрофой», так как из законодательства о недвижимости были убраны лазейки, важные для его бизнеса. Однако в 2017 году Трамп уже в качестве президента фактически взял за основу своей налоговой реформы предложения Рейгана. Однако прежде чем изменения, предложенные Трампом, вступят в законную силу, законопроект реформы должен в соответствии с законодательствомСША преодолеть несколько инстанций. На сегодняшний день проект уже прошел обсуждение в Бюджетном комитете Палаты Представителей и Финансовом комитете Сената США. За этим последовало голосование в Сенате и вскоре пройдет совместное заседание Сената и Палаты представителей Конгресса США. 1 Brownley. W. Elliot Federal Taxation in America: A Short History, 2004. P.217. Надо сказать, что законодательный процесс принятия реформы идет очень быстро, что не типично для США. По прогнозам республиканцев работа будет завершена еще до начала нового года. Последний раз когда Конгресс существенно пересматривал налоговый кодекс - в уже упомянутом 1986 году рассмотрение проекта заняло многие месяцы. Таким образом после того как две палаты Конгресса устранят разногласия в отношении законопроекта, окончательная редакция будет передана на подпись Дональду Трампу. Остановимся подробнее на том, как на сегодняшний день выглядит пересмотренный проект реформы и какие он несет последствия для экономики США. Налоговая реформа Трампа для физических и юридических лиц, по мнению президента США является «главным подарком к рождеству» и на это есть основания. Надо сказать, что в настоящее время наблюдается ряд позитивных тенденций как рост зарплаты на 2,9 %, снижения уровня безработицы до 4,2 %, а численность занятых составила 63,1 %, что свидетельствует об экономическом росте США. Уже известно, что 16 ноября 2017 года законопроект «О снижении налогов и занятости»2 был рассмотрен в финансовом комитете Сената. По сути было внесено много существенных поправок в текущий законопроект, но, тем не менее, налоговое законодательство изменилось существенным образом и, на мой взгляд, в хорошую сторону. 1. Эффект реформы для физических и юридических лиц Так что касается физических лиц можно привести как пример то, что семьи с большим доходом от $480,050-$1,000,000 будут платить налог по ставке 35 % вместо 39,6, передаваемое в наследство имущество стоимостью до 11,2 милл долларов также не будет облагаться налогов, в изначальной редакции предлагалось вообще убрать такой налог, но данная инициатива не получила 2 Tax cut and jobs act // http:// www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1. поддержки в Сенате. согласно Объединенной комиссии по налогообложению будет использован механизм «подавленной» инфляции, который позволит замедлить рост пороговых показателей инфляции в связке с ростом зарплат, что позволит сократить дефицит бюджета на 80 миллиардов. Поскольку в США определения резидентства определяется по принципу регистрации юридического лица3 , то данная налоговая реформа будет играть огромную роль для стимулирования любой экономической деятельности американских компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для юридических лиц, как и планировалось, будет снижен налог на прибыль организаций (корпорационный налог) с 35 до 20 процентов. Также введение новой ставки 25% для компаний «сквозного налогообложения» (учитывающих всю прибыль как доход акционеров)4 , ранее максимальная ставка составляла 39,6 %. Закон о сокращении налогов и занятости предусматривает переход к территориальной системе налогообложения, чтобы вернуть активов американских компаний из зарубежных юрисдикций. 2. Влияние на экономику США. Утвержденный нижней палатой налоговый план предполагает увеличение дефицита (и госдолга) на $1,5 трлн за десять лет, что укладывается в рамки утвержденного в октябре бюджетного плана. В первоначальном варианте реформа, предложенная администрацией Дональда Трампа, по оценкам Tax Policy Center, привела бы к росту дефицита на $2,4 трлн за десять лет. *Столь значительное увеличение дефицита потребовало бы и более сложной процедуры одобрения в Конгрессе — 60 голосов в Сенате, тогда как для одобрения налогового плана, не выходящего по дефициту за рамки $1,5 трлн, 3 Воронина Н.В., Бабанин В.А. Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов как проблемы международного характера // Все для бухгалтера. 2007. N 10; СПС "КонсультантПлюс". 4 Larkins Ernest R. International applications of U.S. income tax law, 2004. P. 432. достаточно будет простого большинства (50 голосов, сейчас у республиканцев 52 места). Наиболее позитивный прогноз представила Tax Foundation (аналитического центра Вашингтона на счет предстоящей реформы. Так, согласно ее исследованию, за 10 лет дефицит сократится до 988 миллиардов. В долгосрочной перспективе налоговая реформа приведет к росту ВВП на 3,9 процента, хотя в целом прогноз 3,5 процента, а также создание до 1,8-2,1 миллиона новых рабочих мест. С проведением данной реформы планируется рост на 20.1%–23.9% инвестиций в американский капитал, а также средний рост зарплат на 5,4-6,3%. Можно сделать вывод о том, что данная налоговая реформа носит долгосрочный характер, целью которой является создание новых рабочих мест, поддержка национальных производителей и повышение конкурентоспособности американских предприятий, а также преследуется цель вернуть денежные средства американских компаний из других юрисдикций и привлечь дополнительные инвестиции в США. Для Российской Федерации опыт США будет достаточно интересен по следующим причинам: 1. Опыт США интересен в том, что касается возвращение активов российских компаний, которые находятся вне пределов РФ, поскольку известно о существовании такой проблемы и в нашей стране 2. Интересна данная реформа в вопросе борьбы с безработицей и обеспечением занятости населения. 3. Сама реформа является опытом, который можно будет перенять в ближайшем будущем и направить на изменение государственной политики в сфере налогообложения, если данная реформа действительно будет удачной. 4. Провести анализ макроэкономических показателей до и после проведения реформы для понимания сильных и слабых параметров с целью стимулирования национальной экономики.
Налоговая реформа Трампа как фактор стимулирования экономического роста
27 ноября 202127 ноя 2021
6 мин