Признаюсь, что я люблю Мишеля де Монтеня. Полюбила я его еще студенткой, когда впервые прочитала "Опыты". Из этой огромной книги (три толстенных тома) вставал образ умного, внутренне свободного, четко определившегося со своими жизненными принципами, человека. Кроме того, Монтень умел рассказывать истории, и его рассуждения — не сухое изложение философских идей и морализаторских поучений, а движение мысли, отталкивающееся от конкретного жизненного случая, в качестве чего Монтень использовал, в основном, сюжеты из римской истории.
Мишель Монтень прожил всего 59 лет (1533-1592), что, впрочем, по тем временам считалось вполне достаточным. Дворянский титул, то есть частичку "де" перед фамилией, заработал его отец, который был богатым буржуа, но показал свое мужество в сражениях за Франциска I на итальянской земле.
Италия его поразила. Вернувшись домой, де Монтень-пэр твердо решил воспитать сына в итальянском духе, привить ему любовь к итальянской культуре и римской истории. Результатом стало то, что был нанят специальный учитель-латинист, а с Мишелем дома начали разговаривать исключительно на латыни (это означает, кстати, что в семье владели этим языком). В результате он вырос билингвой.
Ребенку не было и шести, а он уже читал в подлиннике Вергилия, Овидия и Горация. С таким багажом знаний в 6 лет его определили в школу-интернат Коллеж-де-Гиень (Collège de Guyenne) в Бордо. Это заведение сам Монтень потом называл самым лучшим во Франции. Ему там нравилось. Школа была гуманитарного уклона, что совпадало с интересами Мишеля. После школы Монтень получил должность в суде Перигё (отец помог, надо сказать). Тут Мишель встретил писателя и философа Этьена де ла Боэси, республиканца по своим убеждениям, который стал его близким другом.
Однако дружбе не было дано продлиться долго, поскольку в 33 года де ла Боэси умер, завещав все свои книги и рукописи Монтеню.
Смерть друга ввергла Монтеня в депрессию. Он издал труды Боэси и вышел в отставку (ему было 37), уехав в замок своего отца. Но, будучи дворянином, он должен был состоять при службе, его назначили камер-юнкером при дворе Карла IX, а потом и при дворе Генриха Наваррского. Выполняя светские обязанности, Монтень, тем не менее, много времени проводил в своей библиотеке (одной из лучших в то время во Франции), где по стенам висели выгравированные изречение римских мыслителей и цитаты из Экклезиаста. Монтень много читал и размышлял, мысли так и теснились в его голове, и он начал записывать их.
Со здоровьем у него дело обстояло не очень. Всю жизнь философ мучился почечными камнями. У кого подобная болезнь, тот знает, насколько кошмарны боли при этой болезни.
Чтобы облегчить свое состояние, в 1580 году Монтень поехал на термальные источники в Италию. Об этой поездке он написал "Дневник путешествия в Италию". Пока он оздоравливался на тосканском курорте, в Бордо шли выборы мэра. Монтеню сообщили, что выбрали его на эту должность. Философ был в шоке и попытался отказаться от такого счастья, но его упросили принять пост. Просил даже король, так что пришлось стать мэром. Он был хорошим руководителем города, и его избрали на второй срок. Но тут он совершил поступок, за который подвергся критике и не был баллотирован на третий срок (к его радости).
Поступок был такой: когда началась эпидемия чумы, Монтень с семьей уехал из города. Поступок, несомненно, спорный. Но, надо сказать, мэрство его тяготило. Шли религиозные войны, которые раскололи и его семью. Постоянно мирить горожан и решать городские проблемы Монтень устал.
Зато он мог теперь уединиться в своей библиотеке и спокойно работать над книгой, попивая вино со своих виноградников.
#философия #философы #история #культура
Читайте еще на моем канале:
Слышали термин "аккультурация"? Что же это такое.
Эстетика Никола Буало: можно ли ее применить в наше время к гиперреализму?
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Почему святого Христофора изображали с собачьей головой? Лично видел такое на стене греческой церкви