Найти тему

Хочу бросить работу!

Оглавление

Ситуация на рынке труда для молодого сотрудника довольно часто складывается следующим образом: не знаю, где хочу работать и чем заниматься, но знаю, что хочу, чтобы было хорошо.В результате, когда работа всё-таки появляется, соискатель не знает, радоваться ему или огорчаться. И вот, рабочий день. Вроде бы всё складывается хорошо, деятельность интересная (наверное), крутой коллектив, отличный офис, платят достойно. Из всех перечисленных элементов, как правило, сомнения вызывает только один - интересно, наверное.

В подобной ситуации работник может начать сомневаться в своей адекватности. Если всё хорошо, то почему возникает выгорание, усталость и прочие неприятные вещи?

В данной статье я хотел бы разобрать модель мотивации Ф. Герцберга, чтобы понять, какие факторы влияют на наше удовлетворение от деятельности.

Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга

Если говорить простым языком, Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на удовлетворенность трудом на рабочем месте.

Гигиенические факторы и мотиваторы.

Гигиенические факторы рассматриваются Ф. Герцбергом как некие условия рабочего процесса (в том числе эргономики), которые удерживают работника. Сюда включаются как чисто физические метрики пространства (освещенность, чистота помещения, воздух), так и организационные (например, организационная культура, заработная плата, коллектив, отношения между разными ступенями иерархии).

-2

Довольно часто у работника случается ситуация, при которой нет достаточного количества времени на рефлексию и обдумывание своего положения в организации, а также в своей собственной картине "Я". Так, личность оказывается в ситуации постоянной профессиональной деятельности без возможности остановиться и спросить себя, действительно ли всё так хорошо.

Подмена общей удовлетворенности гигиеническими факторами часто вызывает когнитивный диссонанс: "Я работаю в крутом месте, у меня хорошая зарплата, но я почему-то чувствую себя плохо\устаю\не получаю удовлетворения".

Чтобы разобраться в этом довольно сложном и глубоком вопросе, необходимо рассмотреть мотивационный факторы.

Мотиваторы, по Герцбергу, это такие факторы профессиональной деятельности, которые позволяют индивиду развиваться в своей собственной картине мира, становиться лучше, получать удовольствие и так далее. В число мотиваторов включается известное нематериальное стимулирование (доски почета, достижения, ответственность, признание заслуг, деятельность во благо всего человечества и многие другие).

-3

Отсутствие мотиваторов довольно быстро может привести работника к осознанию того, что деятельность не приносит удовлетворения, однако не приносит и разочарования ввиду того, что гигиенические факторы в порядке.

Таким образом, можно создать некую формулу:

Гигиенические факторы + мотиваторы = идеальное место работы.

Гигиенические факторы без мотиваторов = хорошее место, но нет удовлетворения, а как следствие могут развиться профессиональное и эмоциональное выгорания.

А если уж нет даже гигиенических факторов, тогда такую работу вы вряд ли будете рассматривать. Однако бывают ситуации, когда мотиваторы присутствуют, но вот офис неказистый, освещение хромает, зарплата непонятная. Тогда вполне вероятно, что вы своей внутренней силой, мотивацией и проактивностью создадите из малоприятной деятельности работу мечты.

Дальнейшие разработки

Теорию Герцберга развивали и адаптировали многие ученые. В конце концов, из общей канвы работ можно сделать вывод о том, что в индивидуальных случаях все не так однозначно.

Оно и понятно, ведь деньги для одного человека являются не более, чем средством достижения целей, а для другого - смыслом жизни. Здесь будет уместно использовать дополнительно теорию типов мотивации Владимира Герчикова, где он рассматривает различные виды мотивации у разных людей.

-4

В качестве примера, В. Герчиков описывает тип "профессионала", для которого в рамках теории Ф. Герцберга мотиваторами будут являться достижения. В то же время для инструментального типа достижения как таковые не имеют ценности, если они не конвертируются в деньги.

Теория В. Герчикова заслуживает внимания в отдельной статье.

Выводы и рекомендации

Итак, два типа мотивации: гигиенические факторы, удерживающие индивида на работе, и мотиваторы, дающие ему возможность расти как профессионально, так и личностно.

Их не стоит смешивать, ведь тогда это будет порождать когнитивный диссонанс, эмоциональное выгорание, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным последствиям.

Почаще занимайтесь здоровой рефлексией, выделяйте себе время для анализа вашей деятельности. Если возникли сомнения, дайте себе отдохнуть и разложить всё по полочкам.

Здесь будет полезно знать, что отвлечение от работы на соц. сети или сериал не приводят к рефлексии и даже вряд ли являются отдыхом в том случае, если ваша профессиональная деятельность связана с информационным трудом. Так вы только больше забьете информационный канал, не оставив себе шанса всё структурировать.

Вам пойдут на пользу прогулки на свежем воздухе, сон, еда, спорт и прочие вещи, приносящие вам удовольствие, но не требующие больших интеллектуальных нагрузок. Пообщайтесь с людьми, которые вам дороги и чье мнение важно для вас.

-5

Конечно, эти рекомендации касаются конкретно рефлексии в рамках профессиональной деятельности, в остальных случаях интеллектуальным трудом и отдыхом пренебрегать не стоит.

Я надеюсь, что, используя эти знания, вам будет проще разобраться с проблемой профессионального самоопределения в ситуации, когда вы уже где-то работаете. Не всегда стоит рубить с плеча и бросать деятельность, которая вызвала переутомление. А также не стоит сидеть на одном месте длительное время, если вы чувствуете, что это вас выматывает и не приносит удовлетворения.

Спасибо за внимание!

Ссылка на оригинал статьи: https://qwatanretfield.wixsite.com/psypy/post/хочу-бросить-работу

Литература:

  1. Бацокин А. О. Актуальность двухфакторной теории мотивации Фридриха Герцберга //Всероссийский журнал научных публикаций. – 2013. – №. 5 (20).
  2. Герчиков В. И. и др. Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 1) //Информационные технологии. – 2005. – Т. 3. – С. 4PL.
  3. Шакртдинова Я. В., Кузяшев А. Н., Рахматуллин Ю. Я. Вклад Фредерика Герцберга в развитие теории трудовой мотивации //Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – №. 2. – С. 189-191.