Для таких видов искусств, как фотография и кинематограф, передача цвета изначально казалась чем-то невероятным.
Ведь и кино, и фотография сами по себе зарождались черно-белыми. Современные технологии позволяют взглянуть на мир прошлого глазами современников. Сама по себе процедура колоризации вошла в массовую культуру не так уж и давно. Но отдельные произведения уже трудно воспринимать без нее.
Мы получили возможность видеть старое кино в богатой цветовой гамме, а также фотографии с фронтовым бытом эпохи Второй мировой войны, даже старинные фотокарточки рубежа 19-20 веков зажили новой жизнью месте с их героями. Но как эти преобразования повлияли на наше восприятие событий прошлого?
Оказывается, далеко не все приняли обновленный формат любимых произведений. Даже среди специалистов есть те, кто утверждают – колоризация убивает не только романтику монохромного произведения, но и меняет его посыл.
Вопрос довольно спорный и скорее технический, чем идейный. В первой половине ХХ века снимали черно-белое кино и делали монохромные фотографии по той простой причине, что иных технологий не было. Не было возможности переноса существующей действительности в полноценном колористическом решении. Это была не авторская позиция, не стилизация, а лишь ограниченная на тот момент возможность.
Но в сознании современного зрителя, потребителя массовой культуры уже сложился образ каждого такого произведения! Иначе говоря, мы прочно срослись с эмоциональным опытом, который получили при знакомстве с оригиналом. И перемены нас не радуют.
Однако со старинными фотографиями дело обстоит несколько иначе, чем с кинематографом. История прошлых эпох встает перед нами более ярко, достоверно и убедительно, когда вместо пресловутого чб мы видим полноценную цветную картинку с полутонами, тенями и всем тем, что придает изображению настоящий объем.
Так ничего не значащие портреты превращаются в трогательную хронику, герои на них оживают, становятся ближе нам, понятнее. Нам легче сопереживать им, когда они похожи на нас.
Восставшие из пепла памяти фотографии погибших солдат и офицеров, сквозь года смотрящих на нас в объектив, заставляют по-настоящему прикоснуться к истории. Заинтересоваться обстоятельствами жизни этих людей, временем в котором они жили и трудностями, с которыми они сталкивались.