Найти тему
Danil Kondratenko

Пожарный переполох

Участники нефтегазового рынка нехотя признаются, что новые документы, конечно, важные, но нужны другие. До сих пор в России не существует единого документа, который бы регулировал противопожарный режим в вахтовых городках строителей.

«Есть выборка из Свода правил пожарной безопасности, есть отдельные положения федерального законодательства. Нормы есть, но они разрозненны. Единый документ есть только на каждом отдельном предприятии: в «Транснефти» свой, в «Газпроме» – свой. А рынку нужен единый стандарт – документ, общий для всех, где прописано все от и до, – констатирует начальник отдела пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций департамента технической эксплуатации и текущего ремонта АО «Стройгазмонт» Борис Протасов.

Эксперт утверждает, что в российских вахтовых городках – что в Подмосковье, что в Якутии – проблемы общие: есть заказчик, есть исполнители, но ответственность за противопожарную безопасность лежит не на них. Ее нередко возлагают на подрядчика. «Вахтовые городки представляют из себя тихий ужас. Например, прокурорская проверка такого городка в Ямало-Ненецком округе показала, что горючие материалы складируют вблизи электрощитового помещения, рядом с которым оставляют автомобили; масляные и конвекторные обогреватели эксп­луатируют круглосуточно; места для курения не оборудованы – курят везде; огнетушители не соответствуют классу возможного пожара; инструкции о мерах пожарной безопасности нет. Прокуроры, конечно, возбуждают административное дело. В итоге должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Но эти нарушения – причина гибели людей», – сказал он.

Эксперт рассказывает, что ответственные за пожарную безопасность должны не только следить за чистотой на территории вахтового городка – зачищать ее от сухостоя и мусора, но и прокладывать по периметру минерализованную полосу шириной не менее 2,5 м. Кроме того, в вахтовых городках должно быть организовано круглосуточное дежурство, у дежурных должны быть средства связи и как минимум 2 раза в год все сотрудники и жители вахтового городка должны проходить тренировки. «Необходимо отрабатывать каждый пункт пожарной инструкции: что нужно делать в случае пожара – кто, куда и кому звонит, кто, кого и в какой промежуток времени оповещает. А как на самом деле? Есть пожарная инструкция, которую никто не читал, есть журнал инструктажа, в котором только собирают подписи. Если мы просим ранее уже проинструктированных показать навык работы с огне­тушителем, то получаем ответ: «Если мы опустошим этот огнетушитель, где мы возьмем еще один?» Разве этот ответ может гарантировать безопасность?» – негодует эксперт.Есть федеральный закон о пожарной безопасности, но он рамочный и его дополняют постановления, приказы, распоряжения. Бывает, законодательные нормы противоречат друг другу. Часть их, чтобы облегчить работу участникам рынка, отсекла регуляторная гильотина. Однако взамен устаревших правовых актов приходят новые, из-за которых участники рынка вновь терпят убытки. Мы опросили причастных и выяснили, что для пожарной безопасности людей и бизнеса необходимо вновь изменить законодательство.Пожарная гильотина: сжечь после отсечения
Механизм регуляторной гильотины запустили 2 года назад. И как признается заместитель директора департамента надзорной деятельности МЧС России Андрей Макеев, гильотина стала вполне логичным продолжением закона о техническом регулировании, который был принят в 2002 году. «Закон этот – первый в истории. Его можно назвать законодательным прорывом. Но он был крайне неудобен, так как содержал много числовых требований, в него перешли все нормативные документы, которые на тот момент действовали в России», – отмечает он.

В итоге одним росчерком пера были упразднены устаревшие отраслевые и территориальные требования, а также анахронизмы, которые действовали со времен СССР, – тогда вся собственность принадлежала государству и деятельность надзорного органа была направлена на сохранение государственного имущества. У пожарных инспекторов объем требований к участникам рынка сократился, как подсчитали участники рынка, более чем в 100 раз. Но бизнес и представители крупных нефтегазовых компаний активно предлагали вновь изменить изменившиеся законодательство. Более того, они это и делали в рамках трансформации делового климата, отмечает А. Макеев. «Это были точечные изменения в нормативные документы. Они происходили по отдельным предложениям от бизнес-сообщества и определенных предприятий и структур. Мое видение таково: бизнес менял федеральный закон исходя из собственных коммерческих нужд. Ну не могут бизнесмены из года в год выполнить какое-то отдельное требование законодательства, получают предписание, и поэтому, чтобы не перестраивать производство под требование закона, они меняют законодательство. Действуют кардинально. Таким образом, бизнес экономит, нарушение уже не грозит предписанием и штрафными санкциями. Но снижение требований по пожарной безопасности на территории всей РФ ради решения личных бизнес-проблем – это неправильно», – сказал он.

В 2020 году нагрузка на бизнес снизилась еще на 30%, регуляторная гильотина отсекла более 3 тыс. актов, содержащих обязательные требования (из них в сфере МЧС – 181). Регуляторная гильотина, подчеркивает представитель МЧС, отменила в 2021 году все нормы, которые действовали ранее. «Те, что были доведены до 2021-го, они просто не будут учитываться при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Главное – федеральные законы под действие гильотины не подпадают! В области пожарной безопасности у нас осталось два документа, которые устанавливают обязательные требования. Это техрегламент о требованиях пожарной безопасности (но он устанавливает минимальные обязательные требования) – он стал декларативным, рамочным. И мы отстояли своды правил по пожарной безопасности – доказали, что это документы добровольного применения, в которых изложены основные требования», – вздыхает заместитель директора департамента надзорной деятельности МЧС России.Гори оно синим пламенем
Но свод правил тоже изменился. 1 марта 2021 года вступил в законную силу свод правил 484. Эксперты подчеркивают: это не очередная корректировка правил, а новый документ. Он не только ужесточает требования, предъявляемые к системам пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты, к автоматическим установкам пожаро­тушения, он еще и меняет требования к документации, а также расширяет перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. И главное – вводит понятие «зона контроля пожарной сигнализации». Участники рынка признаются, что накануне выхода документа вынуждены были проводить дополнительные испытания оборудования. Об этом на ТБ-форуме рассказывает ведущий специалист департамента интеллектуальной инфраструктуры Siemens Евгений Инюшин: «Производители провели массу мероприятий, чтобы соответствовать новым правилам. Пришлось проверить реализацию уже существующих проектов».

Новый свод правил меняет сами устои проектирования: проектировщик должен с самого начала понимать логику деления будущего объекта на зоны и с учетом этого проектировать размещение противопожарного оборудования. Заявлено, что в проекте должен быть запас по емкости приемно-контрольных приборов и приборов управления: если окончательная планировка помещений не определена и возможно размещение фальшполов и подвесных потолков, то запас должен быть 100%. В противном случае – всего 20%. Участники рынка разводят руками –
заказчики не готовы переплачивать.

«Заказчик требует качество, но за очень небольшие деньги. Поэтому, предлагая трех или четырех поставщиков оборудования, мы запрашиваем у них не только цены, но и работоспособность системы и ее экономику. Но у поставщиков ее, как правило, нет, она есть у производителей. Правда, производители зачастую предлагают принципиально новое оборудование. А здесь возникает новый нюанс: необходимы расчеты, которые можно предъявить контролирующим органам. Если их нет, то принципиально новое оборудование не пропускают», – констатирует главный специалист по пожарной безопасности ОЭК Сергей Карпов.

Подчеркнем, новый свод правил обязательства по проверке монтажных устройств и аксессуаров перекладывает на производителя. И еще, с 1 июля в законную силу вступил № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном конт­роле в РФ». Закон будет дополнен под­законными актами, они уже разрабатываются. По информации Минэкономразвития, 68 из 70 ведомственных положений о видах контроля уже утверждены, опубликованы и находятся во всеобщем доступе. Закон предусматривает риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности. МЧС одним из первых перешло на этот подход.

Один из индикаторов риска – это выдача заведомо ложного заключения независимым экспертом. Если нарушение порядка оценки таким экспертом будет выявлено за последние 3 года, это будет грозить его клиентам внеплановыми проверками и возможным пересмотром категории риска в сторону повышенной опасности. Кроме того, закон позволяет пожарным инспекторам выходить на проверку без уведомления: ни проверяемые, ни прокуратура не будут знать о работе тайного пожарного инспектора.

1 января 2022 года должен вступить в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. В него войдут те новации, который в 2021 году будут признаны целесообразными. Известно, что в новом законе профилактика нарушений будет превалировать над наказанием, а деятельность в том числе и пожарного инспектора будет оцениваться в зависи­мости от уровня защиты охраняемых ценностей и минимизации ущерба.Документ? Да не тот!