Через год TAKAMINE будет праздновать круглую дату - 60 лет, хотя историю свою они начали в 1959 году с небольшого семейного магазинчика, а расширившись, в 1962 г. название взяли в честь горы, у подножья которой и начиналось увлекательное путешествие к становлению одним из самых значимых брендов акустических гитар в мире. А в 1975 уже переросло в предприятие мирового масштаба.
Я вас познакомлю с гитарами, на которых играю более 10 лет, это модели TC135SC с нейлоновыми струнами и TAN15С с металлическими.
Обе изготовлены на родине бренда - в Японии. Оба инструмента относятся к профессиональной линейке гитар, полностью сделанных вручную. Производство гитар этого бренда так же есть и в Китае, ничего не могу сказать про качество в долгосрочной перспективе, пробовал их только в магазинах и по ощущениям, они не хуже. Я могу ошибаться, но топовые гитары Китай не выпускает, только бюджетные (G-серия).
TAKAMINE TC135SC
Этот инструмент выпускается до сих пор, по форме корпуса относится к классическим, но только из-за его геометрии и веерного расположения пружин - пропорции абсолютно классические, за исключением катавея (классическая гитара не подразумевает вырезов в корпусе).
Сами производители её относят к гибридным гитарам, потому что конструкция грифа и его крепление ничего общего с классической гитарой не имеет. Начнём с того, что гриф с анкером (где такое видано у классики?), крепление к корпусу не у XII лада (середина струны), а у XIV, ширина у верхнего порожка 47,6 мм. против 50-52 мм. у классической (это существенная разница) и ладов не 18, а 24.
Верхняя дека изготовлена из отборного массива ели, обечайка, задняя дека, бридж и накладка грифа из палисандра, гриф из красного дерева.
Верхняя дека из ели даёт звук, удивительный по своей красоте, чистоте и насыщенности. Благодаря тщательно подобранной древесине и качеству сборки, гитара радует приятными обертонами и сбалансированным звучанием во всём диапазоне. Ель, как известно, в процессе эксплуатации ещё разыгрывается и полностью свой звук она приобретает только через пару лет, у меня получилось так.
Я заметил, что у гитар с нейлоновыми струнами самая показательная струна третья, она звучит, хоть немного, но глуше, это я наблюдал практически на всех гитарах, но только не на этой, здесь никакой фальши и лажи, всё чисто и, как говорится, "дорого-богато".
Верхний и нижний порожек, конечно, кость. Лады очень тонкие и точность звучания нот поразительная. Маркеры ладов на верхней части грифа в виде точек (обозначены V, VII и XII лады).
Колковый механизм плавный и точный, не знаю чей, но могу предположить, что собственного производства, если уж у ребят электроника собственной разработки, не думаю, что порожки и колки они будут приобретать где-то на стороне.
Единственный "минус" - розетка на вид издалека видится как дешёвая наклейка, по факту это полноценная, врезанная в деку, мозаика.
Цена на момент покупки около 2300$.
TAKAMINE TAN15C
Эта гитара уже достаточно давно снята с производства, но ни в коем случае не является устаревшей. Корпус "дредноут" остаётся самым популярным уже на протяжении долгого времени. Он универсален - подходит и для студийной записи, и для игры в зале, и в ансамбле, и сольно. В общем, спектр применения широчайший. Собственно, Takamine не отказались от изготовления гитар данного типа, просто изменили линейки моделей.
Если сравнивать древесину составляющих частей, то разница по сравнению с моделью TC135SC только в верхней деке, здесь она из кедра. Отличие кедровой деки от еловой только одна - она практически не разыгрывается и тот звук, который вы получаете при покупке, останется таким навсегда.
Остальные составляющие аналогичны рассмотренной "нейлоновой" модели - обечайка, задняя дека, накладка на гриф, подставка (бридж) из палисандра, гриф из красного дерева. Гитара так же изготовлена вручную, древесина тщательно подобрана и сборка выверена. Расположение пружин классическое (конечно для дредноута) - крестообразное, так что никаких неожиданных чудес со звуком не происходит, он просто хорош и богат.
Ширина грифа у верхнего порожка 42,1 мм., это тоже умещается в стандартный размер гитар условной группы "вестерн", варьируется от 41,5 до 43 мм.
Верхний и нижние (эта "фишка" TAKAMINE, нижний порожек делается из двух частей для более точной настройки по ладам каждой струны) порожки делаются так же из кости.
Колковый механизм абсолютно без нареканий. Маркеры ладов на грифе
и на верхней части, и со стороны струн ( отмечены III, V, VII, IX, XII, XV и XVII лады).
Электроника у обоих гитар своя - CTP-2, сейчас уже ставят третью серию, чем отличается от второй, как у меня, сказать не могу, не изучал вопрос, но вообще ламповый преамп - это бомба! Зайдите в магазин, который торгует такаминами и попросите послушать любую гитару с таким преампом... Мне другого звука не хочется до сих пор.
Цена на момент покупки у официалов была около 2100$. Мне досталась дешевле, ибо была отбракована, но работа мастеров... и она обрела свой вид и звук, но и с затратами на ремонт всё равно обошлась дешевле, чем 2100. Гораздо дешевле.
Струны на обеих гитарах стояли D'Addario, видимо контракт у них между собой. Кстати, зачастую на бюджетных моделях любых брендов, струны ставят на заводах с барабанов, режут прямо по месту (как верёвки в строительных магазинах) и если вы не нашли шильдика от струн на приобретённом инструменте, то струны стоят такие и их лучше заменить сразу на нормальный комплект.
Ярлык от струн был в комплекте вместе с паспортом, ключами от кейса и специальной салфеткой с логотипом для ухода. Со временем я определил на 135-ю французские SAVAREZ CANTIGA сильного натяжения, а на 15-ю австрийские THOMASTIK SPEСTRUM или PLECTRUM(10 или 11).
В общих чертах всё. Если вернуться к главному вопросу: какая гитара лучше?.. Для меня обе хороши, каждая к своему случаю.