Признаюсь честно, я немного ленивая мамаша. То есть не сижу регулярно по часу и не развиваю ребенка с помощью специальных пособий.
Я за естественный способ развития ребенка-дошколенка, который называется "Смотри на мир широко распахнутыми глазами!" и "Делай, как мама!"
Моей дочери 3,5 года, и она твердо знает почти все буквы алфавита.
Началось все стандартно, с совместного изучения азбуки, где на каждой странице - буква с красочными картинками. Но у меня дочь с ленцой (наверное, в меня)).
Когда она чувствовала малейший натиск и напор в обучении, у нее начиналось"У меня ножка болит, ручка болит", "Давай другое читать". То есть когда понимала, что это не развлечение.
Поэтому выучить алфавит больше помогли другие приемы:
1. У нас дома на стене висит плакат с буквами и веселыми зверями.
Мне кажется, это обязательно, чтоб алфавит был не только в книжке (пособии), но и всегда на виду. 25-ый кадр никто не отменял)
2. Как ни странно, очень помогла каша.
Мы каждое утро на завтрак едим овсянку. Покупаем варенье в тюбиках, и я каждое утро рисую на каше какую-то букву.
Срабатывает эффект неожиданности - "а что же там за буква, давай угадывать!" Не учить , а угадывать - это важно!
Дочь это воспринимает как игру. Потом находим эту букву на плакате, и вместе обсуждаем, какие есть слова на эту букву.
Думаю, идея ясна. Выкладываем буквы из макаронин, зеленого горошка, рисуем сгущенкой на пироге, печем печенье в форме букв...
Я пару раз из букв суп варила. Серьезно! Продаются такие детские супы с лапшой в виде букв.
Моя грамотейка их с удовольствием вылавливала и рассматривала.
С любой буквой (как и с любым предметом) надо "подружиться" досконально, вдоль и поперек, пощупать, потрогать, попробовать на зуб (иногда в прямом смысле).
Порой это неэффективно - просто смотреть на букву в книжке.
Поэтому: лепим буквы из пластилина, выкладываем из конфет или пуговиц, рисуем на запотевшем от пара окне, на мокром песке или снеге - всё на что хватит фантазии.
Мы с дочкой недавно достали новогоднюю гирлянду, и она сразу пошла в ход. Выкладывали из нее буквы, дочка воспринимала это на "Ура!".
Некоторые буквы можно показать при помощи пальцев или всего тела. Это большое подспорье.
На фото ниже я изображаю букву "Г", а дочка - "Ф".
Придумывать ассоциации - что , например, буква "Д" - действительно немного похожа на домик.
Отдельная тема : как правильно называть буквы
Нас всех в школе учили так: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ и так далее. Но сейчас многие современные теории гласят, что лучше называть ребенку буквы так: Б (а не Бэ), Г, (а не Гэ)...
Я именно так учу свою дочку. И мужа проинструктировала, чтоб он буквы правильно называл.
Знаю не понаслышке, что ребенка, который запомнил Бэ, Вэ, Тэ, Эс... сложнее потом научить читать. И объяснить, с чего это вдруг Бэ превратилось в "булка", Тэ в "торт".
Начинаешь сыпать терминами,что дескать это буква, а это звуки - ребенок путается, и понять это ему крайне сложно.
Вывод мой таков:
Изучать буквы как бы невзначай, в виде игры и маленького чуда. Придумывать как можно больше способов "встречи" с буквой, не только на странице букваря.
Иногда веселая пятиминутка эффективнее получаса книжной тягомотины.
Успехов вам, мамы и бабушки в этом ответственном деле!