Вот сейчас мы надавим на больное всем монтажёрам, которые постоянно работают с клиентами без брифа и чёткого ТЗ.
«А сделайте мне крутой ролик» самая заезженная фраза, которую только может услышать каждый из нас.
И потом, когда ролик уже готов, начинается самое больное — правки.
«Ой, а мы не так себе это представляли», «А смените музыку» или «А мы думали тут будет инфографика, а её нет».
И все эти фразы ведут к одному. Мы скрупулёзно переделываем ролик, внося правки.
И для того, чтобы не мотать себе нервы и не сидеть сутками за компьютером с заказчика нужно требовать бриф с конкретными задачами по ролику.
Но вот тут у многих происходит затуп. А что конкретно требовать у заказчика?
Мы решили вам немного упростить задачу и расписать по пунктам, что конкретно должно входить в бриф.
Так что сохраняйте себе и отправляйте заказчикам.
1) Вид Работы
Тут вы должны четко понимать, что вы будете монтировать. Это будет корпоративный ролик, обучающий курс, свадебный фильм, реклама или музыкальный клип. И важно чтобы заказчик это прописал.
Это прежде всего нужно для вас. Чтобы вы понимали в какой стилистике вы будете работать. Потому что монтаж рекламы и музыкального клипа требуют разных подходов. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы клиент это прописал.
Тут же вы можете попросить написать, нужна ли графика в видосе. Если нужна, то это 2D или 3D. Добавляем или нет инфографику. Нужны ли дополнительные эффекты и переходы между склейками.
Все эти дополнительные пункты помогут поднять стоимость работы.
2) Хронометраж и разрешение исходного ролика
Эти знания не менее важны чем прошлый пункт. Например реклама для ТВ и для социальных сетей будут иметь разные разрешение. Поэтому учитывайте этот факт.
Также чётко прописывайте хронометраж данного ролика, что бы потом не было проблемы в том, что вы сделали видео на 3 минуты, а заказчику нужно на минуту максимум.
3) Примеры работ
Обязательный пункт для любой работы. Потому что заказчик часто находит прикольный ролик в интернете и хочет иметь что-то подобное у себя.
Поэтому просите скинуть примеры того, что он хочет видеть по итогу.
4) Исходники
Тут важно чтобы заказчик прописал:
- Кто снимал (съёмочная группа или сама компания просто скинет исходники с телефонов)
- На какое оборудование производилась съёмка
- Разрешение исходников (4K, FullHD, HD и т.д.)
Всё это нужно в первую очередь вам. Потому уточняйте заранее, в каком формате сняты футажи и в каком разрешении они должны быть выведены.
Если тут есть не состыковка (например всё снято в 720p, а хотят в 4K готовый ролик). Тут вы можете попробовать предложить заказчику свои услуги как оператора и подснять видео в нужном разрешении.
5) Закадровый голос и музыка
Обязательно уточняйте, нужна ли озвучка ролику. Тут сразу несколько пунктов.
Первый — закадровый голос. Если он есть, то просите скинуть файл. Если нет, то как его записывать: своими силами или нанимать диктора.
И главное, уточните на каком языке будет озвучка — русском или на английском.
То же самое относится и к музыке. Если этот ролик не предполагается выкладывать на YouTube или использовать в коммерческих целях, то может подойти любой трек.
Если нет, то обязательно узнайте, какую музыку нужно использовать и нужно ли покупать лицензию или хватит трека без авторского права.
Также можно прописать пункт, что заказчик может положиться на ваш вкус и предоставить выбор музыки вам.
Но обязательно проговорите, что в этом случае фраза «А поменяйте музыку» работать не будет. Вы сможете поменять композицию, но за отдельные деньги.
7) Дедлайны
Тут важно прописать, когда будет сдан готовый ролик. Но при этом, лучше еще дополнить эту графу отдельными пунктами по дедлайну предварительного варианта.
Это нужно в первую очередь для того, чтобы вы не сидели в последнюю ночь и судорожно вносили правки в итоговую работу.
Пользуйтесь этими советами и упрощайте себе работу над своими проектами. И ещё маленький лайфхак по использованию брифа.
Многие из пунктов, такие лицензионная музыка, покупка дополнительных футажей и инфографика можно монетизировать отдельно.
Так что бриф это ещё один способ поднять средний чек на свои услуги.