«В самом начале это было просто забавной игрой, но потом я понял, что эти дети никогда не научатся читать и писать, если не получат соответствующих уроков».
В индийском городе Муршидабад каждый второй житель не умеет читать и писать. Многие семьи просто не могут позволить себе платить за образование детей: с пяти лет ребёнка чаще отправляют в поле пасти скот, чем в первый класс.
Бабар Али стал первым человеком в своей семье, у которого появился шанс получить образование. Его приняли в государственную школу, которая была в другом городе. И хотя школа бесплатная, родителям приходилось тратить по местным меркам огромные деньги — примерно 40 долларов за год. Эти деньги нужны были для покупки школьных принадлежностей и формы. Бабар считается счастливым парнем, ведь он получил возможность учиться. А для большинства его сверстников это была несбыточная мечта.
Отец мальчика смог насобирать денег на книги и школьную форму. Но, чтобы добраться до школы, мальчику приходилось идти несколько километров до автобусной остановки. Но Бабар всегда успевал к первому уроку: «Мне было сложно добираться до школы, потому что я жил слишком далеко. Но преподаватели так интересно проводили уроки, что я не мог лишать себя такого шанса. Мои родители придерживались такой же позиции — я должен был получить самое лучшее образование».
Каждый раз, когда Бабар возвращался из школы, он проходил мимо полей, где его сверстники целыми днями пасли скот. Однажды он предложил им «поиграть в школу» и в доступной форме пересказал всё, что услышал в этот день на занятиях. Детям очень понравилось. Так Али и стал по вечерам собирать во дворе одного из домов класс из восьми ребят. В девять лет ученик школы стал самым молодым учителем в мире.
Его занятия в государственной школе заканчивались в час дня. И Али быстро возвращался домой, чтобы провести уроки другим детям. Его ученики тоже старались выполнить все домашние задания к началу занятий. Удар в колокол означал, что пора бежать на первый урок. Вначале приходило всего 8 учеников. Но очень быстро количество желающих учиться увеличилось до 400 детей.
Уроки проходили в будние дни с трёх до пяти часов. А в выходные дни шли с одиннадцати до четырёх часов. В деревне старейшины посмеивались над молодым учителем. Они считали, что образование не нужно ни парням, ни девушкам. В уличной школе не было расписания, обязательных домашних заданий и единой продуманной программы — зато за обучение не нужно было платить.
Бабар сделал доску из терракота и несколько недель занимался с детьми по газетам, пока его папа не купил на свои деньги несколько учебников для всего класса. Директор школы, которую посещал сам Бабар, тоже отдал ему несколько книг.
Через год об этой школе написали в газетах. Её даже назвали — Домом радостной учёбы. В том же году в школу Бабара стало приходить уже 800 детей. Сам учитель-школьник приходил из своей школы к четырём часам, и успевал провести занятия со своими учениками: «Когда в конце учебного дня мои одноклассники бежали играть в футбол, я ровно с 16.00 до 18.00 учил детей. Какой бы материал нам ни давали на занятиях, я полностью воспроизводил его для своих учеников в деревне. И, конечно, я старался себя вести как самый настоящий директор школы».
Преимущество Дома радостной учёбы не только в том, что она бесплатная. За несколько лет у школы появились спонсоры, которые жертвуют деньги на новые учебники и даже питание в перерыве между уроками. К тому же учёба в Доме по-прежнему занимает только два часа в день. Ученики, которые вынуждены работать вместе с родителями, могут посещать занятия без ущерба семейному делу.
Сейчас Бабару 26 лет и он продолжает преподавать. Только теперь ему помогают вести занятия ещё десять учеников. В первой половине дня они проводят время в школе или колледже, а вечером на добровольной основе занимаются с детьми из Муршидабада.
В 2009 году Бабар Али получил награду программы «Настоящие герои» телеканала CNN IBN. С тех пор Дом радостной учёбы переместили в другой район Муршидабада. Учеников из прежней деревни каждый день привозят на занятия в школу, у которой теперь появились стены и крыша: ««Я хочу преподавать до самого последнего дня жизни. Хочу, чтобы у каждого ребёнка был шанс стать образованным».
Понравился материал? Покажите это "лайком" — вам не сложно, нам приятно. Читайте интервью с силовиком в Минске, а также историю о перестройке Стоунхенджа. Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале!