Бывают ли белоснежные трактора? Да, они пашут на кружевном поле. В экспозиции Музея кружева, открывшегося в Вологде одиннадцать лет назад, выставлены не только кружевные цветы и узоры, но также кружевные полотна с тракторами, танками, самолетами, космическими ракетами, портретами советских вождей и персонажами пушкинских сказок.
Текст: Сергей Виноградов, фото: Александр Бурый
Корреспонденты журнала «Русский мир.ru» побывали в Вологде и увидели, что кружево здесь живет не только за музейными стеклами. В местном колледже народных промыслов учениц принимают по конкурсу, в магазинах можно купить кружевной чехол ручной работы для смартфона, а сотрудницы музея в перерывах между экскурсиями плетут для себя кружевные украшения и даже собственные свадебные платья.
КРУЖЕВНЫЕ ПРЕДКИ И ПОТОМКИ
Музей кружева в Вологде если не самый крупный, то уж точно один из самых посещаемых и заметных. Двухэтажное купеческое здание XIX века располагается на одной площади с главными местными достопримечательностями – кремлем и Софийским собором. Здешнюю площадь, которая заполняется только по праздникам, быстро не обойдешь – она для больших ярмарок создавалась. Но раз в два года, когда Вологда проводит Международный кружевной фестиваль (правда, из-за пандемии его уже второй год переносят. – Прим. авт.), и эта огромная площадь становится тесной. Кружевницы из многих стран – от Швеции до Австралии – стучат коклюшками, почти касаясь друг друга локтями.
Музей кружева открылся в 2010 году при поддержке Министерства культуры России. В залах общей площадью полторы тысячи квадратных метров выставлено около 700 вологодских, российских и зарубежных кружев, сотканных с конца XVII до начала XXI века.
Общая коллекция составляет около 6 тысяч экспонатов, и собрание постоянно пополняется. С тех пор как музей обрел всероссийскую и международную известность, современные мастерицы считают за честь передавать свои произведения в кружевное «хранилище», свои коллекции в музей дарят собиратели из разных стран.
С сотрудницей Музея кружева Анастасией Пащенко мы встретились у сувенирного магазина, в который вологодские кружевницы сдают свою продукцию на реализацию. На витринах – полотна и изделия с традиционными узорами и кружевной авангард. Посчитать, сколько вологжанок – и, кстати, вологжан: мужчины с коклюшками в Вологде давно не редкость – профессионально занимаются кружевоплетением, невозможно. В советские времена мастера работали на производстве и были учтены. А сегодня... Предполагается, что сейчас в Вологде живут и работают несколько сотен кружевниц. «Интерес не уходит, постоянно появляются новые мастера», – говорит Анастасия Пащенко.
ИСТОРИЯ И МОДА
Экспозиция музея начинается не с вологодского, а с зарубежного кружева. В первом зале посетителям рассказывают об истории кружевоплетения. Считается, что это искусство возникло в Италии, правда, в других странах Европы это утверждение оспаривают.
Кружево бывает разное – игольное, коклюшечное, машинное. Чтобы отличить одно от другого, требуется наметанный глаз и острое зрение. У специалистов и коллекционеров ручное кружево ценится гораздо выше машинного. «Это сотни часов плетения», – объясняет Анастасия один из критериев оценки труда кружевницы, показывая на большое полотно.
Самые старинные русские кружева, представленные в музее, относятся к XVII веку. Глядя на них, понимаешь, что при должном уходе кружева не подвластны времени, потому их нередко и передавали из поколения в поколение как семейную реликвию. Да и как не счесть богатством рубаху, кружевные рукава которой сплели из золотых и серебряных нитей? «Они достаточно тяжелые, но вовсе не как кольчуга, – объясняет экскурсовод. – В XIX веке металлическое кружево становится редкостью, оно переходит на легкие материалы – хлопок, лен и шелк».
Традиция в кружевоплетении – понятие относительное. Всегда нужно уточнять, о традициях какого века, а иногда даже и десятилетия, и какой местности идет речь. «Кружева всегда менялись с модой и тканями», – говорит Анастасия. И двухэтажная экспозиция, выстроенная по хронологии, доказывает этот тезис: между экспонатами первого и последнего залов сходства не больше, чем между лаптями и кроссовками.
Переход кружевоплетения на использование легких материалов сделало его более доступным для широких слоев населения России. Впрочем, аристократы продолжали заказывать европейское кружево. По этой причине русские мастерицы также освоили зарубежную манеру кружевоплетения, но развитию национальной традиции это не мешало: для себя они плели другое кружево. В музее под экспонаты крестьянского кружевоплетения Вологодской губернии отведен отдельный зал.
Крестьянское кружево, которое в XIX веке украшало полотенца, юбки и передники, наполнено древними символами, пришедшими в кружевоплетение из ткачества. Казалось бы, кружево – это долго, тяжело и непрактично, а крестьянское время дорого. Но тут на помощь приходили длинные северные зимы.
«Говорят, крестьянки плели долгими зимними вечерами, но я сама плету и не представляю, как это можно делать без дневного света, – говорит Анастасия. – Есть этнографические фотографии, на которых изображены девочки, которые вышли в поле и, будучи еще неспособными к выполнению тяжелой работы, плетут кружево под надзором взрослых».
Изрядную часть кружевного добра, хранимого в собственном сундуке, крестьянка обычно сама сплела до замужества, когда времени и мотивации больше. На свадебных нарядах можно разглядеть мужской и женский символы, а также знак плодородия и древо с ветками, символизирующими пока не родившихся детей.
«К своему свадебному платью я сама плела пелерину, – не без гордости признается Анастасия Пащенко, которая начала осваивать кружевоплетение после прихода на работу в музей. – Вологжанки и сегодня нередко плетут кружева для свадебных платьев или заказывают их мастерам. В советские времена в наших краях женщины нередко не покупали платья в свадебных салонах, а шили в ателье и дополняли их кружевными воротником и пелериной».
ВОЛОГДА КРУЖЕВНАЯ
Специалисты затрудняются с определением точного времени появления кружевоплетения в Вологде. Сомнений не вызывает факт, что более двухсот лет назад в городе уже стучали коклюшками. «Есть документальные свидетельства, что в 1820 году в Вологде появилась первая кружевная мастерская, – поясняет Анастасия. – Более ранних упоминаний нет, но, вероятно, кружево плели и до этого. В крестьянском кружеве мы видим изделия очень высокого качества, это говорит о том, что мастера, скорее всего, здесь были уже не в первом поколении».
История вологодского кружева хранит имена пионеров ремесла, принесшего городу всемирную славу. В 1820 году в имении вологодской помещицы Варвары Засецкой появляется кружевная мастерская. До этого помещица отправила к своим родственникам в Ярославскую губернию, где уже существовала подобная мастерская, свою крепостную девушку Анну Лебедеву. Она обучилась, вернулась в Вологду и давала уроки другим крепостным девушкам Засецкой. Кружево, произведенное ими, не продавалось, а использовалось для личных нужд хозяйки.
Также в историю вошли мать и дочь Анфия и Софья Брянцевы, которые работали начиная с 1840 года. Уникальность этих мастериц заключалась в том, что они не только плели кружева, но и сами придумывали рисунки и узоры (важное умение для этого ремесла) и обучали мастериц так называемому «вологодскому манеру». Считается, что они обучили не менее 800 кружевниц, а потому традиционное вологодское кружево, вероятно, имеет брянцевские корни. Некоторые исследователи отдают Анфие Брянцевой лавры изобретательницы «вологодского манера».
«В середине XIX века уже в 17 российских губерниях плели кружево, – говорит Анастасия. – В основном использовали коклюшечное кружевоплетение. Вероятно, это связано с доступностью инструмента и более простым обучением. Почему Вологда вошла в число кружевных столиц? Возможно, это связано с производством льна, которое здесь было. В губернии выращивался лен-долгунец, который лучше всего подходил для кружевоплетения. Расцвет вологодского кружева также связан со строительством железной дороги, которая позволила поставлять кружева в другие города».
И ЛЕНИН ТАКОЙ КРУЖЕВНОЙ
С приходом советской власти Вологду «назначили» кружевной столицей. Здесь были созданы артели и открыта фабрика, а произведения местных мастериц, которые и раньше появлялись на международных выставках, стали регулярно выставляться в советских экспозиционных павильонах по всему миру.
По словам Анастасии Пащенко, согласно переписи, за пять лет до революции в России работало около 100 тысяч кружевниц. Из них 40 тысяч проживали в Вологодской губернии. Кстати, интересно, что артели на Вологодчине начали появляться еще до революции. Ну а после нее кружевные артели в Вологде росли как грибы после дождя. Многие из них носили забавные названия. И если аббревиатуры способны быть красивыми, то Волкружевосоюз, образованный в 1930 году, имеет все шансы считаться самой благозвучной из них.
Объединение кружевниц в артели, возможно, шло вразрез с личными интересами мастериц, но в целом положительно сказалось на развитии искусства кружевоплетения. Огромные, во всю музейную стену, полотна, над которыми работали подчас десятки кружевниц, выполнялись для всесоюзных и международных выставок. И именно эти кружевные картины сегодня являются главной гордостью музея. В 1937 году вологодские кружевницы завоевали Гран-при на выставке в Париже. Потом были повторная победа в Париже и триумф в Брюсселе – вологодской кружевной картине «Русские мотивы» присудили Гран-при международной выставки.
В музее рассказывают, что для создания рисунка самого крупного панно, «Россия», в масштабе один к одному художники отправились в школьный спортзал. Над рисунком работали несколько авторов на протяжении четырех месяцев, а над созданием панно более двух с половиной месяцев трудились 25 кружевниц.
Изображение Кремля, мавзолея, видов Москвы и других советских городов, гербов союзных республик сплетены настолько тщательно и в «манере», что вовсе не конфликтуют с традиционными элементами вологодского кружева. То же можно сказать и о портретах советских вождей – в экспозиции можно увидеть кружевные изображения Ленина, Сталина и других.
С сельскохозяйственной и военной техникой, символизирующей прогресс, на полотнах происходили некоторые метаморфозы. Попав в кружевную сказку, они начинали жить по ее законам. Оттого гусеничные трактора здесь похожи на Емелину печь, самолеты – на чудо-птиц, а дирижабли – на ступу Бабы-яги, перевернутую набок. «Возможно, те кружевницы, что плели эти элементы, никогда не видели дирижаблей», – говорит Анастасия, пока мы с любопытством рассматриваем панно, выполненное к советскому празднику воздухоплавания и дирижаблестроения.
ВЗГЛЯД КРУЖЕВНИЦЫ
По преданию, Александр Македонский мог делать несколько дел одновременно. Вологодский мастер Иля Верещагина, отвечая на наши вопросы, наблюдала за работой учениц, давала им советы, а также плела свой рисунок. Разговор проходил под стук коклюшек, напоминающий треск кузнечиков в летний вечер.
«Мама решила мою судьбу, – рассказывает Иля Верещагина. – Я родилась в леспромхозе, и мать не знала, куда меня пристроить. Решила, что кружевоплетение мне подойдет. В 15 лет я поступила в училище в Вологде, после окончания в 1965 году пришла на работу в кружевное объединение «Снежинка» и отработала там всю жизнь. Шли по распределению, несколько человек в Вологде оставили, остальных на другие фабрики отправили».
В те времена в «Снежинке» было три цеха, в каждом работали по 100 мастериц. «Сначала я кружево плела в мастерской, потом меня отправили с художниками работать, – рассказывает Верещагина. – Тогда знаменитые художники на фабрике работали. Я, совсем молодая еще, проплетала их рисунки. Что это такое? Вот они нарисовали, а я плету, чтобы можно было определить количество ниток, какая квалификация кружевниц необходима и другие показатели».
Художники в кружевном деле – аристократия, как композиторы в музыкальном мире. Иля Верещагина наблюдала за работой художников, которые создавали лучшие кружевные панно. «Когда сроки поджимали, они все собирались и думали, обсуждали. Иногда все начинается с маленького наброска на клочке бумаги, а потом вырастает в настоящий шедевр», – рассказывает мастерица.
Большую часть профессиональной жизни Иля Сергеевна работала технологом, то есть занималась организацией процесса: следила за обеспечением материалами, распределяла работу, выявляла ошибки. И многие полотна, украшающие музейные стены, выполнены при ее активном участии. Но за все эти годы Иля Верещагина и сама не оставляла коклюшек, а потому сейчас, на пенсии, ведет в музее занятия с ученицами на правах мастера.
К ней приходит молодежь и пенсионеры. Молодыми движут творческие амбиции, пожилые ищут, чем занять свободное время. Признаются своему учителю, что кружево здорово помогает очистить голову от ненужных мыслей и снять стресс, поскольку позволяет прикоснуться к прекрасному.
С учениками занимается и легендарная Ангелина Ракчеева, придумавшая кружевную птицу, ставшую одним из символов Вологодской области. По ее словам, особенность русского кружева – в профессионализме мастеров и коллективном подходе, это позволяет создавать уникальные работы, которые обретают международную известность.
«Моя первая зарубежная выставка была в Австрии в 1980 году, – рассказывает Ангелина Ракчеева. – Выставка была международная, но больше всего зрителей было у наших витрин. Иностранцы удивлялись, что наше кружево такое тонкое, а работы такие огромные. И что все выплетено руками. Специалисты приходили с лупами, разглядывали. Как правило, задавали два вопроса: «Как вы это делаете?» и «Как попасть к вам в ученики?»
«Острое зрение для кружевницы? Конечно, важно, – подтверждает Иля Верещагина. – Глаза устают, нужен отдых. Поработала, отведи глаза вдаль – в окно на улицу, на природу. Когда я работала, у нас под окнами располагались парк и церковь – так и плели, на них глядя. В регламенте было оговорено, что каждый час кружевницам можно сделать перерыв, пойти чайку попить. Зарплата у кружевниц всегда была небольшая, но в городе нас уважали, и сейчас уважают. Скажешь, что кружева плетешь, у человека глаза загораются. Красота ведь всегда нужна».