Найти тему
Полина Мальцева

Как мы отбиваем у детей желание учиться?

... или Основы детской мотивации.

Давайте начнем сначала и разберемся, что такое мотивация.

Это побуждение к деятельности. В начале этого пути осознание ребенком своей потребности (что я хочу). Дальше он совершает некие действия, чтобы реализовать побуждающий мотив. И получает какой-то результат, который, если положительный, то запускает циклическую реакцию: «хочу еще раз повторить».

Во время мотивационного цикла вырабатывается нейромедиатор дофамин, который и дает нам ощущение предвкушения от получения результата и желание повторить (он и есть основа мотивации).

Мотивационный цикл
Мотивационный цикл


Это психофизиологический процесс, и кажется, что все очевидно. Но откуда же тогда у родителей (да и у учителей и школ) столько вопросов, как ее поддерживать или вернуть?

Потому что цепочка цикла мотивации может разорваться на каждом из этих звеньев, а еще потребности ребенка подчинены законам возрастной психологии и меняются.

Например, ведущим видом деятельности в возрасте 3-6 лет у ребенка является игровая. При этом многие родители хотят, чтобы ребенок начал активно готовиться к школе и изучать математику, чтение, письмо. А еще к этому надо добавить тот факт, что у ребенка по уровню развития эмоционально-волевой сферы максимально возможная «усидчивость» составляет 10-30 минут в этом возрасте. А потребность родительского одобрения крайне сильна. И в результате уже у дошкольников может частично исказиться процесс формирования внутренней мотивации, если его потребности в любознательности и игре заменяются на формальную учебу, или он ходит на кружок, который ему не нравится ради родителей. Цикл мотивации ломается на первом звене.

Или ученик начальных классов, который попал в класс, где ему все дается слишком легко. Мотивация потеряется, но за счет чего? Ребенок в этом возрасте от природы стремится к познанию. Это ведущая деятельность. И вот он начинает решать задание. А оно слишком легкое и не требует от него никаких усилий. При этом дофамин не вырабатывается. А значит, в мозге не происходит закрепления, что это действие приносит удовольствие, а значит, дофамин не выработается и при ожидании следующего задания, предвкушения нет. Цепочка сломалась на звене действия.

А можно взять еще пример ученика начальной школы, которого родители изо всех сил постарались и "поступили" в сильный класс. В этом случае потребность в познании может быть активна, и действия требуют усилий, что хорошо. Но вот результат всегда отрицательный, и ребенок испытывает ситуацию неуспеха одну за другой, так еще и потребность в одобрении среды будет нарушена, ведь одноклассники будут считать его самым слабым в классе.
Тут опять поломка цикла мотивации, но уже на этапе получения результата, если он всегда отрицательный, то тоже никакого предвкушения следующего цикла действий уже не будет.

Поэтому из ситуаций хронических неудач ребенка обязательно следует избавлять.
Долгосрочно он выиграет от частичного ослабления уровня сложности первого опыта получения радости от собственных действий, которые привели к успеху. И со временем, может легко обогнать в учебе того, кто был оставлен в ситуации неуспеха и так и не осознал, что процесс познания может доставлять удовольствие.