«В документе от 1688 года говорится о том, как в Стрелецкий приказ Москвы доставили посадского человека Савку Федорова и крестьянина Ивашко Дмитриева. При въезде в Яузские ворота у них обнаружили балалайку. Стрельцы её отняли, а проезжих выбранили»
За что в России и Беларуси репрессировали музыкальные инструменты
На вопрос, какой музыкальный инструмент объединяет все восточнославянские народы, ответ очевиден: балалайка! Как известно во всём мире, у нас на ней играют все, вплоть до медведей. Тем не менее, по фантастическому стечению обстоятельств именно балалайка является одним из самых репрессированных инструментов в мире! Чем же не угодила балалайка властям? Оказывается – тем же, чем и многие другие «враги народа»: она не боялась «глумиться над властью!».
Скоморохи
На фресках Софийского собора в Новгороде, заложенного в 1037 году, изображены сцены скоморошьих театрально-музыкальных постановок: ряженые музыканты играют на продольной флейте, арфе и трубе.
Аналогичные изображения можно встретить на Дмитриевском соборе (XII век) города Владимира. Даже в «Повести временных лет» (1074 год) летописец Нестор перечисляет несколько музыкальных инструментов, используемых скоморохами: «...и оудариша в сопъли, в гусли и бубны, начаша ихъ играти». Можно добавить в список гудки, белорусские дуды и найденные на раскопках в Новгороде свирели.
Без скоморохов на территории славянских княжеств не проходил ни один праздник, княжеский пир, свадьба, похороны или ярмарка. В одной из былин о Добрыне Никитиче сам князь Владимир переодевается в скомороха, чтобы незамеченным выйти в народ. Большой популярностью пользовались выступления скоморохов, посвященные сюжетам древнеславянской мифологии, а также сатирические выступления, нередко направленные против духовенства и действующей власти. Неудивительно, что уже во второй половине XI века в «Поучении о казнях Божиих», вошедшем в «Повесть временных лет», резко осуждаются как сами скоморохи, так и их забавы, популяризация языческих обрядов, игра на музыкальных инструментах. Но до прямого запрета в те годы дело не дошло.
Музыка богов
Христианство тогда не признавало никакой музыки, кроме колокольной, и никакого пения, кроме хорового. В то же время славянские народы связывали появление музыкальных инструментов напрямую с языческими богами – покровителями различных стихий. В первую очередь – с силами, «ответственными» за грозы, вьюги или ветра, производившими звуки, напоминающие игру тех или иных музыкальных инструментов. Например, древние греки утверждали, что первую лиру изготовил Гермес, который натянул струны на черепаховый панцирь. Лира была хорошо известна и в славянских землях. Белорусы называли этот инструмент «леера», а украинцы – «рыля» или «ре́ле». В то же время Пана – сына Гермеса, демона леса и покровителя пастухов – часто, в том числе и на Руси, изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких связанных между собой стеблей тростника. В ряде эпических произведений Древней Руси гусли сами играют музыку. Под их мелодию танцуют против своей воли, а в белорусских сказаниях под звуки волынки или дуды пускаются в пляс даже животные.
Репрессии
Семь веков шла непрекращающаяся борьба христианской церкви с народными музыкальными инструментами и музыкантами-скоморохами. Ее результаты оказались довольно противоречивы. Пик запрета на производство и игру на скоморошьих музыкальных инструментах пришёлся на XVII век. В то же время летописи утверждают, что именно в это время музыкальные мастера, изготовлявшие народные, в том числе струнные, музыкальные инструменты занимали целый квартал в Замоскворечье. Мало того – в Москве и других крупных городах на рынках были специальные «домерные ряды». В них торговали домрой – прообразом той самой балалайки. При этом некоторые летописные своды буквально вопиют о жесточайших гонениях. В том же XVII веке «гнобили» музыкантов, использующих в выступлениях домры, гусли, свирели, трещотки и так далее, вплоть до физического уничтожения инструментов. Церковь тех лет утверждала, что все народные музыкальные инструменты, особенно струнные, не что иное, как «сосуд дьявола», а танцы под них – «бесовские игры».
Масштаб борьбы с музыкальными инструментами в средневековой Руси красочно описал известный путешественник Адам Олеарий: «Около 1649 года все “гудебные сосуды” были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Не менее радикальные распоряжения следовали от царя Алексея Михайловича в Сибирь: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Не отставали и на территории современной Беларуси. Церковные и светские власти осуждали «бесовские» народные обычаи, в особенности «плясание, гудение и плескание» на свадьбах у «меньших» людей. Впервые упоминаемые в письменных источниках XI века, уже в XII веке скоморохи в Беларуси попали в опалу. Так, епископ Кирилл Туровский в «Поучении» прямо выступает против народных музыкантов. Со временем репрессии сделали свое дело: «бесовские гудебные сосуды» все реже можно было услышать на улицах и ярмарках славянских земель.
Балалайка
К концу XVII века скоморохи, а вместе с ними большинство народных музыкальных инструментов, среди которых особой популярностью пользовалась домра, почти исчезли. В этот момент на исторической сцене появилась ни разу не упоминавшаяся ранее балалайка. В документе от 1688 года, ранее хранившемся в Центральном Государственном архиве древних актов СССР, говорится о том, как в Стрелецкий приказ Москвы доставили посадского человека Савку Федорова и крестьянина Ивашко Дмитриева. При въезде в Яузские ворота у них обнаружили балалайку. Стрельцы её отняли, а проезжих выбранили.
Но спустя 27 лет Петр I для шуточной свадьбы тайного советника Никиты Зотова потребовал составить некий «Реестр». В документ включили все музыкальные инструменты, олицетворявшие большие и малые народы России, в том числе четыре балалайки. С тех пор популярность инструмента, несмотря на периодически появлявшиеся запреты, лишь росла, достигнув к XIX веку грандиозных размеров.
Возникает вопрос: откуда на рубеже XVII–XVIII веков в России неожиданно появился этот удивительный, ни на что не похожий инструмент? Есть два возможных прототипа. Ряд исследователей, среди которых Александр Фаминицын, опубликовавший в 1891 году книгу «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа», считают, что балалайка произошла от домры. Далеко не последнюю роль в этой трансформации сыграли именно церковные запреты на скоморохов и струнные музыкальные инструменты средневековой Руси.
Дело в том, что домра, как и балалайка – струнный щипковый музыкальный инструмент с круглым кузовом и длинной шейкой. В славянские земли он пришёл в середине XVI века от азиатских кочевых народов. Правда, играли на домре, в отличие от балалайки, «медиатором» (щепкой или гусиным пером). Неудивительно, что после того как домра подверглась гонениям, она быстро исчезла с исторической сцены, а на ее месте тут же появилась балалайка. Фактически это была та же домра, только округлый кузов сменился на треугольный, более удобный в кустарном производстве.
Изменился и сам принцип игры. На Руси не был популярен «медиатор», но музыкантами-сказителями использовался щипковый стиль, применяемый на гуслях.
Запретам вопреки
Факт огромной популярности балалайки отметил в своей книге «Музыка и балет в России XVIII века» член Петербургской академии наук, музыкальный хроникер Якоб Штелин. Ученый утверждал, что у балалайки, бесспорно, русское происхождение. Штелин приводит биографии нескольких придворных музыкантов, способных исполнять на балалайке «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством».
Происходили и курьёзные случаи. Солист оркестра Большого театра Василий Безекирский в записках конца XIX века описывает штабротмистра Радивилова. В 1850-х годах тот давал бешеной популярности концерты на четырехструнной балалайке. Его выступления порой затмевали концерты лучших музыкантов Москвы. И главное: балалайка Радивилова была вырезана из гробовой доски.
Дмитрий СОКОЛОВ
Иллюстрации: www.liveinternet.ru/users/elinor_051
© "Союзное государство", № 7, 2014
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!