Сегодня мы продолжим тему предыдущего поста, когда начали говорить о Свете первого дня творения. Правда, было желание прерваться и дать толкование некоторых Псалмов по лекциям Е.А. Авдеенко, но посчитала, что это нецелесообразно, – начатую тему «Бытие – творение» нужно пройти до конца.
- Вы прослушаете восьмую лекцию, но только небольшую текстовую часть от неё я дам не сначала, как это идёт в аудиозаписи, а ближе к концу. Это нужно для того, чтобы те читатели, кто впервые знакомится с лекциями Авдеенко, смогли оценить всю глубину даваемого материала и серьёзнее отнестись к вопросам духовного порядка.
Религия, точно такой же предмет познания, как и науки естественные. Единственное, что их отличает, это область познания. В одном случае – это мир духовный, в другом – мир материальный.
Поэтому, когда появляется читатель, злобно набрасывающийся на тексты, в которых говорится о Христе и Его Церкви, остаётся только сожалеть об уровне знаний такого человека. Давая лекции Е.А., всегда надеюсь на то, что даже среди тех, кто не мыслить духовный мир как цепь закономерностей и строго порядка явлений, найдутся внимательные и отзывчивые на слово люди, ради которых я и даю записи уроков Е.А. Авдеенко – лучшего из современных толкователей Ветхого Завета.
Итак, Авдеенко продолжает своё толкование по теме Бытие – творение – «день один».
…Мы спрашивали, в какой последовательности, что было сотворено в день один. Чтобы ответить, нужно понимать, в какой последовательности открываются способности нашей души, соответствующие тому, что называется «день один»? О временной последовательности здесь говорить не приходится, потому что
времени и временной последовательности не было в день один.
Мир имел начало во времени, но начало времени не принадлежит времени. Первый день творения – не «первый» день творения, а «день один», он как начало дней не включён с ними в один ряд. Три способности человеческого сердца были указаны тем, что происходило в день один. И оказывается что эти три способности – вера, иконотворчество и благодати приятие – не одно за другим открываются в сердце человека, а – вместе, друг через друга, так что одно другое удерживает и питает.
Ссылку на предыдущую ЛЕКЦИЮ.
Без благодати нет веры, без веры не видим образ, в образах вера осуществляется, мы ощущаем в образах благодатный свет, вера даёт уяснение благодати, и так мы в образе поклоняемся Первообразному…
Но, главное, мы знаем, в Кого верим – от первых слов Писания. Христос сказал (Ин. 5:39):
«Испытайте Писания… они свидетельствуют о Мне».
Мы испытали первые слова Писания и обнаружили, что мы:
- верим в Бога, Который
- первообразен своему творению и
- присоединяет к Себе иную природу по благодати и милости.
Предел милости – Боговочеловечение, Крест, Воскресение Христово – слава первого дня. Начальный день творения завершился. Это было целостное по смыслу высказывание Св. Писания – «день один».
***
В святоотеческой традиции был опыт натурфилософской интерпретации того, что есть свет первого дня. Согласно свт. Григорию Нисскому («О Шестодневе»), свет был создан одновременно со всеми стихиями мира, но первоначально пребывал в скрытом состоянии, объятый хаосом. По Слову Божьему, свет из состояния покоя, перешёл в состояние деятельности, прорвался из хаоса стихий, в первый раз озарил будущий мир. Вселенная совершает кругообразное движение, светоносный огонь, как лёгкий и удобоподвижный, скапливался на поверхности и образовал однородную световую массу. Обращаясь, световое вещество приносило частям неосвящаемым освящение, а частям освещённым – темноту. Так возникло разделение светлого и тёмного, от различия освещённости произошли вечер и утро, день и ночь. Далее сама светоносная масса, при вращении по кругу обнаружила неоднородность и должна была разделиться на различные тела в соответствии со своей плотностью и скоростью движения, этот процесс закончился к четвёртому дню с образованием светил и звёзд.
Перед нами величественная картина – несимволическая и безотносительная к человеку, и в этом её недостаточность.
Священное Писание, к сожалению всякого любознательного человека, не удовлетворяет нашей любознательности, но постоянно возвращает человека к тому, что служит его спасению. Господь велит, чтобы мы испытывали Писания, поскольку они говорят о Христе. Человеколюбие Господне вложено в Священное Писание: оно нам помощь и оно нам проводник ко всем трудным местам. Это касается и текста о свете первого дня: свет первого дня - указывает собою на благодать Божью и её основные свойства.
«ДЕНЬ ОДИН» - в символическом значении это: 1) день пришествия Мессии, день Суда, «день Яхве»: «День Яхве Саваофа – на всё гордое и высокое… И будет свет Израиля – огнём, и святой его – пламенем, и пожжёт, и поест репей его и колючку его в день один» (Ис. 2:12, 10:17); 2) день Воскресения Христова (восьмой день): «И будет день один, он ведом (только) Господу – ни день и ни ночь. И будет во время вечера – будет Свет. И будет в день тот – выйдут воды жизни из Иерусалима» (Зах.14:7,8).
Мессия – Бог Свет и Жизнь, на него указывает тот свет, что начал быть в «день один».
Не пропускайте лекций по книге Бытия. СЛУШАЕМ 8 ЛЕКЦИЮ ЗДЕСЬ.
#авдеенко, бытие, библия, мир, творение