Найти в Дзене
Мой мини-гараж

Chrysler. Часть III

В 1980 г. из-за критического снижения доходов австралийский филиал Chrysler Australia Ltd был продан Mitsubishi Motors. В 1981 г. был возобновлён выпуск автомобилей под маркой Imperial, на этот раз в виде единственной модели с кузовом купе на заднеприводной платформе J, позаимствованной у второго поколения Cordoba (1980-83). Автомобиль отличался скрытыми фарами, "накладным" багажником и роскошной отделкой. Он оснащался 5,2 л V8 мощностью 140 л.с. с электронным впрыском топлива и цифровой панелью приборов (впервые на американском рынке). В 1982 г. Chrysler Corporation отказывается от полноразмерных моделей. Самым дорогим автомобилем в линейке становится New Yorker Fifth Avenue - бывший седан LeBaron на заднеприводной платформе M-body, оснащённый 5,2 л V8 и роскошным салоном. В свою очередь LeBaron был перемещён на компактную переднеприводную платформу K-body, общую с Dodge-Aries и Plymouth-Reliant, и приводился в движение R4 Mitsubishi объёмом 2,2 или 2,6 л. LeBaron предлагался с кузова

В 1980 г. из-за критического снижения доходов австралийский филиал Chrysler Australia Ltd был продан Mitsubishi Motors. В 1981 г. был возобновлён выпуск автомобилей под маркой Imperial, на этот раз в виде единственной модели с кузовом купе на заднеприводной платформе J, позаимствованной у второго поколения Cordoba (1980-83). Автомобиль отличался скрытыми фарами, "накладным" багажником и роскошной отделкой. Он оснащался 5,2 л V8 мощностью 140 л.с. с электронным впрыском топлива и цифровой панелью приборов (впервые на американском рынке). В 1982 г. Chrysler Corporation отказывается от полноразмерных моделей. Самым дорогим автомобилем в линейке становится New Yorker Fifth Avenue - бывший седан LeBaron на заднеприводной платформе M-body, оснащённый 5,2 л V8 и роскошным салоном. В свою очередь LeBaron был перемещён на компактную переднеприводную платформу K-body, общую с Dodge-Aries и Plymouth-Reliant, и приводился в движение R4 Mitsubishi объёмом 2,2 или 2,6 л. LeBaron предлагался с кузовами седан, купе, универсал и кабриолет (первый на рынке США со времён Eldorado 1976 г.). В 1985 г. на отдельной переднеприводной платформе H-body выпущен 5-дверный хэтчбек LeBaron GTS. На него впервые в истории Chrysler ставится R4 2,2 л с турбонаддувом, мощностью 146 л.с.

Imperial(1981),New Yorker Fifth Avenue(1982),LeBaron Convertible (1982),LeBaron GTS (1985).
Imperial(1981),New Yorker Fifth Avenue(1982),LeBaron Convertible (1982),LeBaron GTS (1985).

В 1987 г. Chrysler поглощает корпорацию American Motors - последнего независимого автопроизводителя в США. Это было сделано с единственной целью: заполучить контроль над прибыльной маркой Jeep, которая выпускала популярный внедорожник Cherokee. Также Chrysler увеличил свои производственные мощности и дилерскую сеть, что способствовало созданию в 1988 г. подразделения Eagle. Под этим брендом выпускались унаследованные у AMC модели Premier и Eagle, а затем к ним добавились двойники автомобилей Mitsubishi для продажи на американском рынке. Ещё одним важным приобретением Chrysler в 1987 г. стал итальянский производитель суперкаров Lamborghini. Это была личная инициатива Ли Якокки, но она не принесла Chrysler ничего, кроме расходов на разработку модели Diablo. В 1987 г. в продажу поступил LeBaron третьего поколения, оснащённый аэродинамическим кузовом купе или кабриолет со скрытыми прямоугольными фарами. За ним в 1988 г. последовал новый седан New Yorker на переднеприводной платформе C-body с 3 л V6 от Mitsubishi и цифровой панелью приборов. Его люксовая версия с удлинённой колёсной называлась Fifth Avenue. В том же году Chrysler и Mitsubishi создают совместное предприятие Diamond-Star Motors (DSM) с производственной базой в США, чтобы не только импортировать машины из Японии, но и изготавливать модели на общих платформах Mitsubishi-Eclipse/Eagle-Talon/Plymouth-Laser. В 1995 г. DSM переходит в полную собственность Mitsubishi. В этот же период, с 1988 по 1995 гг., Chrysler выступал эксклюзивным дистрибьютором Alfa Romeo в Северной Америке.

LeBaron Convertible (1987), LeBaron Coupe (1987), New Yorker (1989), New Yorker Fifth Avenue (1990).
LeBaron Convertible (1987), LeBaron Coupe (1987), New Yorker (1989), New Yorker Fifth Avenue (1990).

В 1989-91 гг. в сотрудничестве с итальянской компанией Maserati выпускалась ограниченная серия 2-местных кабриолетов Chrysler-TC. В 1990 г. в последний раз был возрождён Chrysler-Imperial. Он был построен на переднеприводной платформе Y, как и седан New Yorker Fifth Avenue, но отличался клиновидным профилем, скрытыми фарами и задним фонарём на всю ширину кузова. В стандартную комплектацию входили 3,3 л V6 мощностью 147 л.с., 4-ступенчатая АКП, климат-контроль, ABS, круиз-контроль и подушки безопасности, а в список опций входили цифровая панель приборов, пневмоподвеска с электронным управлением, система бесключевого доступа, интегрированный сотовый телефон и 6-дисковый CD-чейнджер. В 1992 г. штаб-квартира Chrysler переносится из Хайленд-Парка в расположенный неподалёку Оберн-Хиллз. Совет директоров отправил Ли Якокку на пенсию, назначив генеральным директором Роберта Итона. В этом году доведён до серийного производства самый успешный проект Якокки - Jeep-Grand Cherokee. Одновременно Chrysler возвращается на рынки Европы. В 1993 г. в продажу поступило новое поколение полноразмерных моделей на общей переднеприводной платформе LH с обтекаемым кузовом в стиле cab-forward, разработанное Франсуа Костейном. В него входили три седана разных ценовых категорий: Concorde, New Yorker и LHS. Они имели колёсную базу 113" и оснащались 3,5 л V6 в паре с 4-ступенчатой АКП. Разница заключалась только во внешнем оформлении и внутренней отделке и комплектации. Более доступные близнецы назывались Dodge-Intrepid и Eagle-Vision.

TC (1989), Imperial (1990), Concorde (1993), LHS (1993).
TC (1989), Imperial (1990), Concorde (1993), LHS (1993).

В 1994 г., после ухода Якокки, корпорация избавилась престижной марки Lamborghini. В том же году на смену среднеразмерной модели LeBaron приходит седан Cirrus на переднеприводной платформе JA, доступный с R4 объёмом 2,4 л или V6 2,5 л. Он стал обладателем титула "North American Car of the Year 1995". Его недорогие двойники назывались Dodge-Stratus и Plymouth-Breeze, а 2-дверная версия с открытым верхом - Sebring Convertible. Sebring предлагался и с кузовом купе, но в такой модификации он базировался на платформе Mitsubishi-Eclipse. Также в 1994 г. увидел свет компактный Neon с кузовами седан и купе, который также имел двойников в линейке Dodge и Plymouth с тем же именем. Они оснащались R4 2,0 л в вариантах SOHC (132 л.с.) и DOHC (150 л.с.) в паре с 3-ступенчатой АКП Torqueflite или 5-ступенчатой МКП NVG.

Cirrus LXi (1994), Sebring Convertible (1995), Sebring LX Coupe (1995), Neon (1994).
Cirrus LXi (1994), Sebring Convertible (1995), Sebring LX Coupe (1995), Neon (1994).

В 1998 г. компании Daimler-Benz и Chrysler объединяются в транснациональный концерн DaimlerChrysler. Первоначально речь шла о равноправном партнёрстве, но после отставки Боба Итона и Роберта Лутца Daimler фактически получил над Chrysler полный контроль, преобразовав его в своё североамериканское подразделение DaimlerChrysler Motors Company. Политика немецкого руководства была направлена на распределение сегментов рынка, чтобы модели Chrysler и Mercedes-Benz не конкурировали друг с другом. Соответственно продукция Chrysler преподносилась как менее престижная, чем Mercedes-Benz. Убыточная марка Eagle была ликвидирована в 1998 г. Преемником Eagle-Vision стал обладатель титула "North American Car of the Year 1999" спортивный седан Chrysler-300M, который прошёл рестайлинг вместе с собратьями по переднеприводной платформе LH с двигателем V6 SOHC 3,5 л мощностью 253 л.с. Concorde и LHS. В 1999 г. рестайлинг проведён и в семействе Neon.

300M (1998), Concorde (1998), LHS (1999), Neon (1999).
300M (1998), Concorde (1998), LHS (1999), Neon (1999).

В 2000 г. под руководством нового генерального директора Chrysler Дитера Цетше интеграция Daimler и Chrysler продолжается, происходит обмен платформами и агрегатами. Запущен в производство компактный универсал в ретро-стиле PT Cruiser, который получив титул "North American Car of the Year 2001" стал очень популярным, и финансовые показатели Chrysler стали расти. Второе поколение Chrysler Sebring по-прежнему разделено на две серии: седан и кабриолет на собственной платформе JR и купе на базе Mitsubishi-Eclipse.

PT Cruiser (2000), Sebring (2000), Sebring Convertible (2001), Sebring Coupe (2000).
PT Cruiser (2000), Sebring (2000), Sebring Convertible (2001), Sebring Coupe (2000).

В 2001 г. ликвидируется марка Plymouth, а модель Prowler продолжает выпускаться до конца февраля 2002 г. как Chrysler. В 2004 г. представлены две новых модели: спортивный автомобиль Crossfire (купе и родстер) с 3,2 л V6 мощностью 215 л.с. (330 л.с. в компрессорной версии SRT-6) на базе Mercedes-Benz-SLK и и 5-дверный среднеразмерный кроссовер Pacifica на платформе минивэна Town & Country. В 2005 г., впервые с 1982 г., Chrysler выпускает классический полноразмерный автомобиль с задним приводом - модель 300 в кузовах седан и универсал. Он стал обладателем титула "North American Car of the Year 2005". Его дизайн перекликался с внешностью предков из поколения Forward Look, а платформа LX была взята у Mercedes-Benz E-Class. На топовую модификацию 300C был установлен 5,7 л V8 мощностью 340 л.с. с полусферическими камерами сгорания (Hemi), клапанной схемой OHV и системой отключения половины цилиндров. На версии SRT-8 его 6,1 л вариант развивал 425 л.с.

Prowler (2001), Crossfire Coupe (2004), Pacifica (2004), 300C (2005).
Prowler (2001), Crossfire Coupe (2004), Pacifica (2004), 300C (2005).

К 2007 г. благодаря удачным моделям Chrysler-300 и PT Cruiser продажи компании значительно увеличились, и она оказалась в более выгодном положении, чем американские конкуренты GM и Ford. Однако политика руководства DaimlerChrysler оказалась неблагоприятной для немецкого подразделения Mercedes-Benz, поскольку основная часть прибыли шла на развитие Chrysler. В результате концерн DaimlerChrysler в 2007 г. объявил о продаже 80% акций Chrysler Group компании Cerberus Capital Management. Это означало, что Chrysler снова стал самостоятельным. Корпорация была переименована в Chrysler Holding LLC, включила в свой состав марки Dodge и Jeep и вернула себе прежний логотип Pentastar. Новым председателем и исполнительным директором стал Роберт Нарделли. Неприбыльные модели Crossfire и Pacifica снимаются с производства, а на рынок выходят внедорожник Aspen (двойник Dodge-Durango) и третье поколение Sebring с кузовами седан и кабриолет с жёстким верхом

300C Touring (2005), Aspen (2007), Sebring (2007), Sebring Convertible (2007).
300C Touring (2005), Aspen (2007), Sebring (2007), Sebring Convertible (2007).

На фоне экономического спада 2008 г. продажи Chrysler на американском рынке упали на 35%, и компания объявила о сокращении 25% сотрудников. Когда стало ясно, что Chrysler не сможет выжить самостоятельно, руководство начало поиск нового стратегического партнёра. Сначала велись переговоры об обмене акциями с General Motors, но они очень быстро прекратились, поскольку GM тоже находилась не в самом лучшем финансовом положении. В январе 2009 г. Chrysler LLC и FIAT SpA объявили о создании глобального альянса на взаимовыгодных условиях: FIAT выкупал 35% акций Chrysler и получал доступ к североамериканской дилерской сети, а Chrysler расширял присутствие в Европе за счёт дилерских центров FIAT и включал в свой модельный ряд новые компактные платформы. В 2011 г. запущена в производство новая среднеразмерная модель 200, доступная как седан и кабриолет. Это был модернизированный Sebring на переднеприводной платформе JS с 2,4 л R4 мощностью 175 л.с. или 3,6 л V6 мощностью 287 л.с. в паре с 6-ступенчатой АКП. В этом же году был проведён рестайлинг флагмана 300. В континентальной Европе они продаются как Lancia-Flavia и Lancia-Thema. На рынки Японии, Великобритании и Ирландии выходят Lancia-Delta и Lancia-Ypsilon под именем Chrysler.

200 (2011), 200 Convertible (2011), 300S (2011), Delta (2011).
200 (2011), 200 Convertible (2011), 300S (2011), Delta (2011).

В начале 2014 г. FIAT выкупил оставшиеся акции Chrysler Group LLC и образовал глобальный концерн FIAT Chrysler Automobiles (FCA) со штаб-квартирой в Нидерландах. Североамериканское подразделение со штаб-квартирой в Оберн-Хиллс (штат Мичиган) получило название FCA US LLC, а его генеральным директором был назначен Серджио Маркионне. Предприятие инвестировало около $1 млрд. в строительство завода в Стерлинг Хайтс (Мичиган) для выпуска с 2015 г. второго поколения Chrysler-200. Также в 2015 г. проводится очередной рестайлинг флагмана 300. В 2017 г. на рынок выходит новый минивэн Pacifica, который стал обладателем титула "North American Utility of the Year 2017".

Ypsilon (2011), 200S (2015), 300C (2015), Pacifica (2017).
Ypsilon (2011), 200S (2015), 300C (2015), Pacifica (2017).

В 2018 г. новым генеральным директором назначен Майкл Мэнли, а президентом - Джон Элканн. В 2021 г. на рынок вышла рестайлинговая версия минивэна Pacifica, а корпорации Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Peugeot-Citroen (PSA) объединились в транснациональный концерн Stellantis N.V.

Chrysler-Pacifica Pinnacle (2021).
Chrysler-Pacifica Pinnacle (2021).

Airflow (1936), C300 (1955), 300E (1959), Turbine Car (1963)

Chrysler Corporation. Часть I

Chrysler Corporation. Часть II

#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #chrysler