В 1980 г. из-за критического снижения доходов австралийский филиал Chrysler Australia Ltd был продан Mitsubishi Motors. В 1981 г. был возобновлён выпуск автомобилей под маркой Imperial, на этот раз в виде единственной модели с кузовом купе на заднеприводной платформе J, позаимствованной у второго поколения Cordoba (1980-83). Автомобиль отличался скрытыми фарами, "накладным" багажником и роскошной отделкой. Он оснащался 5,2 л V8 мощностью 140 л.с. с электронным впрыском топлива и цифровой панелью приборов (впервые на американском рынке). В 1982 г. Chrysler Corporation отказывается от полноразмерных моделей. Самым дорогим автомобилем в линейке становится New Yorker Fifth Avenue - бывший седан LeBaron на заднеприводной платформе M-body, оснащённый 5,2 л V8 и роскошным салоном. В свою очередь LeBaron был перемещён на компактную переднеприводную платформу K-body, общую с Dodge-Aries и Plymouth-Reliant, и приводился в движение R4 Mitsubishi объёмом 2,2 или 2,6 л. LeBaron предлагался с кузовами седан, купе, универсал и кабриолет (первый на рынке США со времён Eldorado 1976 г.). В 1985 г. на отдельной переднеприводной платформе H-body выпущен 5-дверный хэтчбек LeBaron GTS. На него впервые в истории Chrysler ставится R4 2,2 л с турбонаддувом, мощностью 146 л.с.
В 1987 г. Chrysler поглощает корпорацию American Motors - последнего независимого автопроизводителя в США. Это было сделано с единственной целью: заполучить контроль над прибыльной маркой Jeep, которая выпускала популярный внедорожник Cherokee. Также Chrysler увеличил свои производственные мощности и дилерскую сеть, что способствовало созданию в 1988 г. подразделения Eagle. Под этим брендом выпускались унаследованные у AMC модели Premier и Eagle, а затем к ним добавились двойники автомобилей Mitsubishi для продажи на американском рынке. Ещё одним важным приобретением Chrysler в 1987 г. стал итальянский производитель суперкаров Lamborghini. Это была личная инициатива Ли Якокки, но она не принесла Chrysler ничего, кроме расходов на разработку модели Diablo. В 1987 г. в продажу поступил LeBaron третьего поколения, оснащённый аэродинамическим кузовом купе или кабриолет со скрытыми прямоугольными фарами. За ним в 1988 г. последовал новый седан New Yorker на переднеприводной платформе C-body с 3 л V6 от Mitsubishi и цифровой панелью приборов. Его люксовая версия с удлинённой колёсной называлась Fifth Avenue. В том же году Chrysler и Mitsubishi создают совместное предприятие Diamond-Star Motors (DSM) с производственной базой в США, чтобы не только импортировать машины из Японии, но и изготавливать модели на общих платформах Mitsubishi-Eclipse/Eagle-Talon/Plymouth-Laser. В 1995 г. DSM переходит в полную собственность Mitsubishi. В этот же период, с 1988 по 1995 гг., Chrysler выступал эксклюзивным дистрибьютором Alfa Romeo в Северной Америке.
В 1989-91 гг. в сотрудничестве с итальянской компанией Maserati выпускалась ограниченная серия 2-местных кабриолетов Chrysler-TC. В 1990 г. в последний раз был возрождён Chrysler-Imperial. Он был построен на переднеприводной платформе Y, как и седан New Yorker Fifth Avenue, но отличался клиновидным профилем, скрытыми фарами и задним фонарём на всю ширину кузова. В стандартную комплектацию входили 3,3 л V6 мощностью 147 л.с., 4-ступенчатая АКП, климат-контроль, ABS, круиз-контроль и подушки безопасности, а в список опций входили цифровая панель приборов, пневмоподвеска с электронным управлением, система бесключевого доступа, интегрированный сотовый телефон и 6-дисковый CD-чейнджер. В 1992 г. штаб-квартира Chrysler переносится из Хайленд-Парка в расположенный неподалёку Оберн-Хиллз. Совет директоров отправил Ли Якокку на пенсию, назначив генеральным директором Роберта Итона. В этом году доведён до серийного производства самый успешный проект Якокки - Jeep-Grand Cherokee. Одновременно Chrysler возвращается на рынки Европы. В 1993 г. в продажу поступило новое поколение полноразмерных моделей на общей переднеприводной платформе LH с обтекаемым кузовом в стиле cab-forward, разработанное Франсуа Костейном. В него входили три седана разных ценовых категорий: Concorde, New Yorker и LHS. Они имели колёсную базу 113" и оснащались 3,5 л V6 в паре с 4-ступенчатой АКП. Разница заключалась только во внешнем оформлении и внутренней отделке и комплектации. Более доступные близнецы назывались Dodge-Intrepid и Eagle-Vision.
В 1994 г., после ухода Якокки, корпорация избавилась престижной марки Lamborghini. В том же году на смену среднеразмерной модели LeBaron приходит седан Cirrus на переднеприводной платформе JA, доступный с R4 объёмом 2,4 л или V6 2,5 л. Он стал обладателем титула "North American Car of the Year 1995". Его недорогие двойники назывались Dodge-Stratus и Plymouth-Breeze, а 2-дверная версия с открытым верхом - Sebring Convertible. Sebring предлагался и с кузовом купе, но в такой модификации он базировался на платформе Mitsubishi-Eclipse. Также в 1994 г. увидел свет компактный Neon с кузовами седан и купе, который также имел двойников в линейке Dodge и Plymouth с тем же именем. Они оснащались R4 2,0 л в вариантах SOHC (132 л.с.) и DOHC (150 л.с.) в паре с 3-ступенчатой АКП Torqueflite или 5-ступенчатой МКП NVG.
В 1998 г. компании Daimler-Benz и Chrysler объединяются в транснациональный концерн DaimlerChrysler. Первоначально речь шла о равноправном партнёрстве, но после отставки Боба Итона и Роберта Лутца Daimler фактически получил над Chrysler полный контроль, преобразовав его в своё североамериканское подразделение DaimlerChrysler Motors Company. Политика немецкого руководства была направлена на распределение сегментов рынка, чтобы модели Chrysler и Mercedes-Benz не конкурировали друг с другом. Соответственно продукция Chrysler преподносилась как менее престижная, чем Mercedes-Benz. Убыточная марка Eagle была ликвидирована в 1998 г. Преемником Eagle-Vision стал обладатель титула "North American Car of the Year 1999" спортивный седан Chrysler-300M, который прошёл рестайлинг вместе с собратьями по переднеприводной платформе LH с двигателем V6 SOHC 3,5 л мощностью 253 л.с. Concorde и LHS. В 1999 г. рестайлинг проведён и в семействе Neon.
В 2000 г. под руководством нового генерального директора Chrysler Дитера Цетше интеграция Daimler и Chrysler продолжается, происходит обмен платформами и агрегатами. Запущен в производство компактный универсал в ретро-стиле PT Cruiser, который получив титул "North American Car of the Year 2001" стал очень популярным, и финансовые показатели Chrysler стали расти. Второе поколение Chrysler Sebring по-прежнему разделено на две серии: седан и кабриолет на собственной платформе JR и купе на базе Mitsubishi-Eclipse.
В 2001 г. ликвидируется марка Plymouth, а модель Prowler продолжает выпускаться до конца февраля 2002 г. как Chrysler. В 2004 г. представлены две новых модели: спортивный автомобиль Crossfire (купе и родстер) с 3,2 л V6 мощностью 215 л.с. (330 л.с. в компрессорной версии SRT-6) на базе Mercedes-Benz-SLK и и 5-дверный среднеразмерный кроссовер Pacifica на платформе минивэна Town & Country. В 2005 г., впервые с 1982 г., Chrysler выпускает классический полноразмерный автомобиль с задним приводом - модель 300 в кузовах седан и универсал. Он стал обладателем титула "North American Car of the Year 2005". Его дизайн перекликался с внешностью предков из поколения Forward Look, а платформа LX была взята у Mercedes-Benz E-Class. На топовую модификацию 300C был установлен 5,7 л V8 мощностью 340 л.с. с полусферическими камерами сгорания (Hemi), клапанной схемой OHV и системой отключения половины цилиндров. На версии SRT-8 его 6,1 л вариант развивал 425 л.с.
К 2007 г. благодаря удачным моделям Chrysler-300 и PT Cruiser продажи компании значительно увеличились, и она оказалась в более выгодном положении, чем американские конкуренты GM и Ford. Однако политика руководства DaimlerChrysler оказалась неблагоприятной для немецкого подразделения Mercedes-Benz, поскольку основная часть прибыли шла на развитие Chrysler. В результате концерн DaimlerChrysler в 2007 г. объявил о продаже 80% акций Chrysler Group компании Cerberus Capital Management. Это означало, что Chrysler снова стал самостоятельным. Корпорация была переименована в Chrysler Holding LLC, включила в свой состав марки Dodge и Jeep и вернула себе прежний логотип Pentastar. Новым председателем и исполнительным директором стал Роберт Нарделли. Неприбыльные модели Crossfire и Pacifica снимаются с производства, а на рынок выходят внедорожник Aspen (двойник Dodge-Durango) и третье поколение Sebring с кузовами седан и кабриолет с жёстким верхом
На фоне экономического спада 2008 г. продажи Chrysler на американском рынке упали на 35%, и компания объявила о сокращении 25% сотрудников. Когда стало ясно, что Chrysler не сможет выжить самостоятельно, руководство начало поиск нового стратегического партнёра. Сначала велись переговоры об обмене акциями с General Motors, но они очень быстро прекратились, поскольку GM тоже находилась не в самом лучшем финансовом положении. В январе 2009 г. Chrysler LLC и FIAT SpA объявили о создании глобального альянса на взаимовыгодных условиях: FIAT выкупал 35% акций Chrysler и получал доступ к североамериканской дилерской сети, а Chrysler расширял присутствие в Европе за счёт дилерских центров FIAT и включал в свой модельный ряд новые компактные платформы. В 2011 г. запущена в производство новая среднеразмерная модель 200, доступная как седан и кабриолет. Это был модернизированный Sebring на переднеприводной платформе JS с 2,4 л R4 мощностью 175 л.с. или 3,6 л V6 мощностью 287 л.с. в паре с 6-ступенчатой АКП. В этом же году был проведён рестайлинг флагмана 300. В континентальной Европе они продаются как Lancia-Flavia и Lancia-Thema. На рынки Японии, Великобритании и Ирландии выходят Lancia-Delta и Lancia-Ypsilon под именем Chrysler.
В начале 2014 г. FIAT выкупил оставшиеся акции Chrysler Group LLC и образовал глобальный концерн FIAT Chrysler Automobiles (FCA) со штаб-квартирой в Нидерландах. Североамериканское подразделение со штаб-квартирой в Оберн-Хиллс (штат Мичиган) получило название FCA US LLC, а его генеральным директором был назначен Серджио Маркионне. Предприятие инвестировало около $1 млрд. в строительство завода в Стерлинг Хайтс (Мичиган) для выпуска с 2015 г. второго поколения Chrysler-200. Также в 2015 г. проводится очередной рестайлинг флагмана 300. В 2017 г. на рынок выходит новый минивэн Pacifica, который стал обладателем титула "North American Utility of the Year 2017".
В 2018 г. новым генеральным директором назначен Майкл Мэнли, а президентом - Джон Элканн. В 2021 г. на рынок вышла рестайлинговая версия минивэна Pacifica, а корпорации Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Peugeot-Citroen (PSA) объединились в транснациональный концерн Stellantis N.V.
Airflow (1936), C300 (1955), 300E (1959), Turbine Car (1963)
Chrysler Corporation. Часть II
#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #chrysler