Найти тему

Почему россияне такие бедные, учитывая, что у России самые большие природные ресурсы?

Как и США, Россия очень разнообразна. Есть несколько мест изобилия, где миллионы россиян так же богаты, как среднестатистический европеец. И есть районы бедности, как и в Америке. Нельзя обобщать.

Внешний вид и образ жизни людей в Москве практически неотличимы от того, что вы увидите на улицах среднего европейского города.

Постсоветская Россия — чрезвычайно успешный коммерческий проект под названием «100 000 избранных семей» страны, которые составляют великолепное тело нашей государственной олигархии (в России около 300 000 долларовых миллионеров). Значительная часть прибыли, которую они получают, переходит и к нам, простым людям.

В Москве и некоторых других богатых регионах россияне обладают уровнем благосостояния, сопоставимым с другими индустриальными странами. Эти точки изобилия привязаны с одной стороны к местам добычи нефти, а с другой стороны — к Москве, управляющей денежными потоками, которые они генерируют.

Кроме этого, у нас есть несколько точек неудавшейся колонизации на Северном Кавказе и восточных территориях. Также есть «ржавый пояс» России — её деиндустриализированный центр, и бедные сельскохозяйственные районы, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Другими словами, есть несколько «Россий» — одни богатые, другие бедные. Как и многое другое в нашей глубинке, слишком большие обобщения не работают для тех, кто действительно хочет понять Россию.

По материалам публикации (англ.).

Мнения комментаторов

В России правят олигархи — вероятно, несколько сотен семей в доминирующих кланах. Упомянутые 100 000 семей — их полевые капитаны. Вместе с олигархами они владеют Россией.

Бразилия или Мексика точно такие же. Правда, там никого прямо не называют «олигархами». Возможно, это словечко используется в пропагандистских целях. Оно вошло в наш словарный запас в постсоветское время. У нас не было термина для группы состоятельных людей, которые формируют политику правительства посредством неформальных контактов с его членами и высшими бюрократами.

***

Богатство в Европе распределено гораздо более равномерно. Вот почему многие в России считают ЕС «новым СССР». А Москва сегодня выглядит даже чем-то богаче, чем Париж, Рим и Берлин.

Важно то, как люди живут в среднем, а не то, как живет определённая, очень конкретная группа людей. Некоторые из самых богатых людей в мире живут в Африке. Мобуту (бывший президент Демократической Республики Конго), например, был богаче Билла Гейтса, когда умер. Тем не менее в Киншасе был красивый проспект. Остальные части города были трущобами...

***

На самом деле неравенство не такая уж великая проблема. Многие страны находятся в очень похожем положении — много людей живут как западные люди, есть магнаты, и есть большая масса низшего сословия. Бедные восстают против верхушки только тогда, когда они не могут оплатить свои счета, теряют свои дома и не могут поддерживать даже подобия приличной жизни. Пока пирог достаточно большой, всё хорошо...

Что делает Россию более уязвимой, так это непостоянный характер добывающей экономики. 100 лет назад Россию разрушило вопиющее неравенство. Оно всё больше и больше разрушает США и однажды может снова разрушить Россию.

Россияне «такие бедные» именно из-за больших природных ресурсов. Есть понятие «ресурсное проклятие». Это означает, что те страны, которые обладают самыми большими природными богатствами, как правило, являются самыми бедными по международным меркам. И Россия среди них. Точно так же, как Демократическая Республика Конго или Венесуэла.

Ресурсное проклятие сначала ведет к «голландской болезни» (ещё одно популярное понятие), что означает изменчивость курса валюты, который постоянно следует за ценой экспортных ресурсов. В случае России — это цены на нефть. За этим следует изменчивость доходов и непредсказуемость при планировании бюджетов. Это делает более предпочтительным краткосрочное планирование, чем долгосрочное. Нестабильность доходов, вынужденная экономическая близорукость и все эти колебания делают импорт дешёвым, а экспорт дорогим, и вызывают деиндустриализацию. Россия пережила серьёзную деиндустриализацию, поскольку её промышленность не смогла конкурировать на международных рынках. Деиндустриализация вызывает анклавные эффекты и концентрацию производства.

Природные ресурсы можно легко захватить с помощью физического насилия, и точно так же ими управлять. В результате эти ресурсы стремятся сосредоточиться в руках «сильных мира сего» и олигархов. Если вы хотите разбогатеть в России, вам лучше договориться с президентом и его олигархами. И наоборот, Илон Маск, Марк Цукерберг или Билл Гейтс стали богатыми, не входя в ближайшее окружение Обамы, Трампа или Байдена.

Это приводит к коррупции. Единственный способ удержать Россию от гражданской войны, в которой каждый олигарх объявит себя полевым командиром — это президент с железной рукой. В тех странах, где нет железной руки, существует опасность гражданской войны.

Поскольку добыча природных ресурсов и сырья является чрезвычайно конкурентным сектором (цены определяются на международных рынках сырья), это также приводит к агрессивной внешней политике и упору на военный сектор.

Единственный способ избежать ресурсного проклятия — стать богатым до того, как будут обнаружены природные ресурсы. Когда единственный ресурс, который у вас есть — это человеческий капитал (например, как в Финляндии), это приведёт к гражданскому обществу, здоровым институтам, рыночной экономике и социальному государству. Почему Норвегии удалось избежать ресурсного проклятия — она ​​была богата ещё до нефтяных открытий. Норвежская государственная нефтяная монополия стала рогом изобилия для всей норвежской нации вместо того, чтобы передавать богатство правящей верхушке.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц