Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Красные флаги над Гималаями: уроки революции в Непале

Крушение социализма в странах Восточной Европы и распад Советского Союза нанесли тяжёлый удар по марксистской идеологии. Исчезновение «первого в мире государства рабочих и крестьян» и отказ от коммунизма восточноевропейских государств поставили под сомнение саму идеологию, разработанную в XIX веке двумя «сумрачными германскими гениями». Хотя коммунисты удержали власть на Кубе, во Вьетнаме и в Северной Корее, а в Китае даже сумели обеспечить экономический рост, многим казалось, что время марксистских химер уходит в прошлое.

Однако всё оказалось не так. В 1996 году в Королевстве Непал, одной из самых отсталых стран мира, началось крестьянское восстание под руководством Коммунистической партии (маоистской), т.е. придерживавшейся самой радикальной версии марксизма. Восстание переросло в гражданскую войну, уничтожившую монархию и превратившую Непал в федеративную демократическую республику. В которой коммунисты доминируют в политике, формируют правительство и имею большинство в парламенте, но парадоксальным образом не проводят никаких коммунистических экспериментов, не покушаясь ни на политическую демократию, ни на частную собственность. Как если бы большевики после Февральской революции поставили во главе Временного правительства Ленина и Троцкого, и воздержались бы от каких-либо действий, оставив всё по-прежнему.

Улица в Катманду
Улица в Катманду

Непал – одна из немногих стран Азии, избежавших участи колонии. Хотя по итогам войны 1814-16 годов Непал уступил Британской империи часть территорий и согласился на британский контроль над внешней политикой, королевство сохранило самостоятельность. Последствия этого были двоякими. С одной стороны, непальцы гордятся тем, что отстояли независимость, и на картах мира Непал всегда обозначался как отдельное государство. С другой – в Непале, изолированном от всего мира, законсервировалась крайне архаичная социально-экономическая система. В отличие от Британской Индии, в Непале не строились железные дороги и современные предприятия, не развивалась торговля, и очень позно появились школы и больницы европейского типа. Наряду с Афганистаном и Эфиопией, тоже отстоявшими свою независимость, Непал оставался крайне отсталым. Политическая система Непала, абсолютная монархия, вполне соответствовала этой отсталости. Правда, монархия была необычной: до 1950 года реальная власть принадлежала не монарху, а семейству Рана, за которым был закреплён пост премьер-министра – как в Японии правили не императоры, а сёгуны.

Дети Непала
Дети Непала

Политические партии появились в 1940-е годы среди непальских эмигрантов в Британской Индии. Это были Непальский конгресс и Коммунистическая партия, созданные при помощи Индийского национального конгресса и индийской компартии. В 1950-51 годах конгрессисты при поддержке коммунистов организовали восстание против тирании Рана, и передали власть королю. В 1959 году состоялись выборы в парламент, но Непал не стал парламентской монархией: король сохранил право распускать парламент и правительство. В 1961 году король Махендра распустил парламент и запретил политические партии и профсоюзы. По Конституции 1962 года вся власть принадлежала королю. Вместо парламента был создан Национальный панчаят (беспартийный совет), который формировался многоступенчатой системой местных панчаятов. Одновременно король отменил наиболее реакционные феодальные законы и объявил о проведении аграрной реформы, провести которую, впрочем, удалось только в нескольких центральных районах и в крайне ограниченном масштабе.

Компартия в 1962 году развалилась: в конфликте Советского Союза и Китая часть коммунистов поддержала Москву, другая часть – Пекин. Помимо этого, в том же году разгорелась война Индии и Китая, и опять же часть коммунисты выступила на стороне китайцев, другая поддержала Индию. Но коммунистические группы оставались активными. В 1967 году индийские маоисты подняли крестьянское восстание в районе Наксалбари, и в 1971 году их «младшие братья» - коммунисты Непала - подняли крестьянское восстание в районе Джапа. Оно было подавлено, но стало ясно, что крестьяне готовы поддержать политиков, выступающих за социальную справедливость, какое знамя они бы не подняли.

«Беспартийная демократия» и виде панчаятской системы не сработала. Реформы сверху, затеянные королём Махендрой, провалились. В 1972 году Махендра умер, и новым королём стал его сын Бир Бикрам Бирендра, объявивший о демократических реформах. Однако он сохранил абсолютную власть, и реформы были чисто косметическими. Непал не развивался, экономика не росла, сельское хозяйство оставалось крайне отсталым, а население росло, усугубляя проблемы возрастающим демографическим давлением (безземелье крестьян, безработица). В 1970-е годы в стране появилась первая отрасль, приносящая валютные доходы – иностранный туризм, но приносимые им деньги даже в малой степени не могли покрыть потребности развития. В 1980 году король провёл референдум, по итогам которого парламентская система была восстановлена, но политические партии оставались под запретом.

Тем временем запрещённые партии набирали всё большую популярность, причём она была тем выше, чем более радикальные лозунги они выставляли. Это опять же свойственно самым отсталым странам, избежавшим участи колоний. Так, в монархической Эфиопии в последние годы правления императора самыми популярными были две маоистские партии, а в Афганистане – исламские экстремисты и марксистско-ленинская НДПА. В Непале несколько коммунистических партий, в основном придерживавшихся маоизма, увеличивали свою базу среди крестьян, в рабочих профсоюзах и студенческих организациях.

В 1990 году активизировалось массовое Движение за восстановление демократии, основными участниками которого был Непальский конгресс и коммунистические группы. После нескольких месяцев ожесточённых столкновений на улицах Катманду, в которых погибло более 800 человек, король Бирендра распустил панчаятскую систему, легализовал политические партии и отказался от абсолютной власти. На выборах 1991 года Непальский конгресс получил 37,7% голосов, три коммунистические группировки – 36,5%. Правительство возглавил председатель Непальского конгресса; в правительство вошли представители коммунистов. Тогда же большинство марксистских группировок объединились в Коммунистическую партию (единую).

Демократия, как это почти всегда бывает в отсталых странах, не принесла большинству непальцев ничего, кроме разочарования. Либерализация экономики спровоцировала рост цен, аграрные и социальные проблемы не решались. Непал продолжало лихорадить – всеобщая забастовка 1992 года привела к многочисленным жертвам, активизировалось крестьянское движение. В 1994 году Непальский конгресс раскололся, и конгрессистское правительство пало. Тогда правительство впервые возглавил представитель Коммунистической партии (марксистско-ленинской) Ман Мохан Адхикари. Но в сентябре 1995 года правительство коммунистов было сброшено конгрессистами, которые вновь сформировали кабинет, включив в его состав небольшие правые партии. Но оно оказалось недееспособным из-за внутренних конфликтов.

В 1994 году наиболее радикальные коммунисты создали Компартию (маоистскую), во главе которой встал Пушпа Камал Дахал («товарищ Прачанда»): новая партия выступала за немедленную революцию, и направила своих активистов в Индию для получения помощи в подготовке к гражданской войне. В конце 1995 года из Индии вернулась группа маоистов, участвовавших в партизанской войне индийских маоистов-наксалитов. Они развернули базы в зонах наиболее активного крестьянского движения, и получили оружие из Китая.

Надо отдать должное непальским коммунистам: прежде чем начать войну, 4 февраля 1996 лидер Объединенного народного фронта (структура, объединявшая коммунистов и союзные им общественные организации) Бабурам Бхаттараи предъявил премьер-министру Ш.Б.Деубу меморандум из 40 требований. Они включали упразднение ненавистных беднякам соглашений о распределении воды и электричества, отмену монархии и королевских привилегий, принятие новой Конституции и отмену неравноправных соглашений 1950 года с Индией. Власти не ответили на меморандум, и 13 февраля 1996 года отряды коммунистов атаковали полицейские участки в Рукуме, Ролпе, Горкха и Синдхули. Партизанская война началась.

Партизанки
Партизанки

Поначалу власть не воспринимала партизан серьёзно, тем более, что они были немногочисленны, слабо вооружены и плохо подготовлены. Партизанские атаки совершались на местные органы власти в сельской местности, на землевладельцев и правых политиков. Полиция отвечала репрессиями, бессудными казнями и пытками, что только увеличивало приток крестьянской молодёжи в партизанские отряды.

Правительственная чехарда продолжалась: правительства формировали Непальский конгресс в союзе с Компартией (объединённой марксистско-ленинской, ОМЛ) и отколовшейся от неё Компартии просто марксистско-ленинской (МЛ). Проблем страны эти правительства решить не могли, поскольку денег в стране не было, инвестиций – тоже, полномочия правительства были ограничены монархом, а война постепенно разрушала экономику. В городах, прежде всего в Катманду, разворачивалось антиправительственное движение – демонстрации и забастовки следовали одна за другой.

1 июня 2001 произошла небывалая трагедия: наследный принц Дипендра расстрелял королевскую семью, включая своего отца – короля Бирендру, и ещё девять членов семьи, после чего застрелился. Мотивы этого дикого поступка так и остались неизвестны, но после этого престиж монархии в Непале, и без того расшатанный гражданской войной и беспорядками, упал до предела. Новым королём стал крайне непопулярный принц Гьянендра.

Коммунисты усилили партизанские действия. 23 июля 2001 года партизаны заключили перемирие с правительством, но к ноябрю переговоры провалились. Компартия (маоистская) объявила состав правительства «Народной республики», во главе которого встал Б.Бхаттарай. По всей стране шли бои. К концу ноября партизаны, объединённые в «Народно-освободительную армию», контролировали примерно половину территории страны.

Крестьянский совет в освобождённом районе
Крестьянский совет в освобождённом районе

Новый король решил раздавить партизан силой. 27 ноября 2001 года в Непале было введено чрезвычайное положение и отменялись демократические свободы, а против партизан бросили регулярную армию. Правда, армия Непала была слабой, хотя после начала партизанской войны кое-какую помощь в её вооружении и обучении оказывали Индия, США и Великобритания. Бронетехника армии насчитывала всего несколько десятков устаревших бронетранспортёров, артиллерия – два десятка орудий, авиация не имела штурмовиков, боевых вертолётов было всего несколько единиц.

Армия проводит операцию против партизан
Армия проводит операцию против партизан

Армейские операции против партизан были неэффективными; в феврале 2002 года партизаны предприняли успешное наступление в районе Ачхам на западе страны, нанеся армии серьёзный урон. Король Гьянендра периодически вводил режим прямого правления, поскольку сменявшие друг друга правительства не могли стабилизировать ситуацию.

В 2003 году начались переговоры с партизанами, которые требовали легализации Компартии (маоистской) и проведения выборов в Учредительные собрание. В конце концов переговоры были сорваны, в Катманду непрерывно происходили беспорядки, а партизанская борьба усиливалась.

-6

1 февраля 2005 года король Гьянендра распустил парламент, запретил политические партии и сосредоточил власть в своих руках. Он заявил, что «демократия и прогресс противоречат друг другу ... в погоне за либерализмом мы никогда не должны упускать из виду важный аспект нашего поведения, а именно дисциплину».

Это стало начало агонии непальской монархии. США, Великобритания и Индия прекратили помогать режиму, а Китай, напротив, несмотря на коммунистическую идеологию и тот факт, что в предыдущие годы он снабжал оружием партизан, поставил королевской армии несколько партий вооружения. Но китайская помощь не могла спасти монархию: 5 мая 2005 года семь политических партий создали Альянс семи партий (СПС) и начали переговоры о координации действий с партизанами. 22 ноября 2005 года СПС и партизаны опубликовали резолюцию из 12 пунктов, в которой требовали упразднения монархии как главного препятствия на пути «демократии, мира, процветания, социального подъема и независимого и суверенного Непала». Резолюцию поддержала Индия, что неудивительно – ведь её главный противник, Китай, помогал королю.

К тому времени партизаны контролировали почти все сельские районы Непала, а города, в которых продолжала функционировать королевская власть, оказались в окружении (в Непале, как тридцатью годами ранее в Камбодже, осуществилась главная идея маоистской «народной войны» - окружение города восставшей деревней). Правда, в отличие от Камбоджи, где «красные кхмеры» вели беспощадную, истребительную войну со всеми несогласными, непальские партизаны бои фактически прекратили, ограничиваясь моральным давлением на осаждённые города.

Война приняла вялотекущий характер: особенность гражданской войны в Непале была в том, что партизаны не желали проливать кровь зря. Было ясно, что режим агонизирует – и пусть себе разваливается сам, без стрельбы и жертв.

В апреле 2006 года в стране состоялись (точнее, не состоялись) муниципальные выборы, которые бойкотировали почти все партии; они и стали последним гвоздём, забитым в гроб монархии. В Катманду полиция и армия попытались подавить демонстрации в поддержку демократии, устроенные СПС: десятки человек погибли, сотни были арестованы. В ответ весь Непал охватили забастовки и протесты такого масштаба, что власть перестала функционировать.

Беспорядки в Катманду
Беспорядки в Катманду

21 апреля на улицы Катманду вышли полмиллиона протестующих, и король Гьянендра поручил СПС сформировать правительство. Но отделываться уступками было уже поздно: оппозиция требовала безоговорочной капитуляции. СПС и партизаны отказались идти на соглашение. 24 апреля король согласился на формирование Палаты представителей – Учредительного собрания с правом менять Конституцию. Выборы выиграл, разумеется, СПС при поддержке партизан.

В мае парламент отобрал у короля должность главнокомандующего армией, лишил его иммунитета от судебного преследования и обязал платить налоги. Ещё через месяц король лишился права законодательной инициативы. Тогда же парламент объявил Непал светским государством, лишив Гьянендру титула инкарнации Вишну. В июле ООН предложила повстанцам, оппозиции и королю подписать мирное соглашение, предусматривающее прекращение огня, интеграцию партизан в регулярной армии и свободный выбор формы правления непальскими избирателями. 21 ноября 2006 года соглашение было подписано всеми тремя сторонами.

14 января 2007 года парламент лишил короля трона, принял временную Конституцию и начал интеграцию партизан (19,6 тысяч бойцов и командиров) в состав регулярной армии. Руководители Компартии (маоистской) вошли в состав парламента и правительства.

Гражданская война в Непале закончилась. Война – всегда трагедия, но гражданская война в Непале всё же удивляет относительно небольшим количеством жертв - погибло от 11,5 до 17 человек и от 100 000 до 150 000 человек вынуждены были покинуть родные места. В процентном отношении это несравнимо меньше, чем гибло в гражданских войнах, ведшихся коммунистами в Китае, Камбодже, Никарагуа, Сальвадоре или Колумбии.

Конечно, партизаны убивали гражданских людей. Ими был застрелен индуистский деятель Ганеш Чинвал, депутат парламента Кхем Нараян Фаудждар, взорвана бомба в отеле Соалтее в Катманду в ответ на отказ закрыть его. Известно об убийствах нескольких предпринимателей. Партизаны взорвали бомбу на базаре в южном Непале - погиб 12-летнего мальчик. Был взорван американский информационный центр в Катманду. Однако для 10-летней войны это, к счастью для Непала, не так много.

Партизаны старались не препятствовать туристическому бизнесу, что весьма необычно для гражданской войны. Они взимали с туристов «революционный налог» за нахождение в «освобождённых районах», обычно в размере $2 с человека в день (хотя известны случаи, когда партизаны забирали у туристов личные вещи, такое случалось редко). Как правило, дорогу туристической машине перекрывала группа детей с красными галстуками (непальские «пионеры») и палками в руках, которыми руководил взрослый – обычно школьный учитель. Он, как мог, рассказывал туристам о революции и предлагал внести деньги на нужды «борющегося народа». Угрозы, особенно оружием, применялись крайне редко (как правило, у «сборщиков налога» были только палки, а им самим было по 6-9 лет). Не замечены партизаны и в терроре против священнослужителей, хотя они иногда отбирали пожертвования из монастырей.

Известны случаи насилия в отношении феодалов и чиновников, но бизнес партизаны не трогали, если он платил «революционный налог». Более того: антикапиталистическая риторика (в отличие от антифеодальной и антимонархической) партизанами почти не использовалась.

Вообще партизаны, при всей своей маоистской риторике, в течение всей войны проявляли умеренность. Они поддерживали равноправный диалог с «городскими» немарксистскими партиями, союз с которыми привёл, в конце концов, к победе. После победы непальские коммунисты, в отличие от советских, китайских, кубинских и прочих единомышленников, не стали вытеснять с политической арены и тем более уничтожать «буржуазных попутчиков», а, наоборот, разделили с ними ответственность за управление страной. Демократия не только не была ликвидирована коммунистами – напротив, в результате их победы она была установлена в Непале. Конечно, это связано с личными особенностями лидеров непальских коммунистов – так, главнокомандующий партизанской армией «товарищ Прачанда» принадлежал к высшей касте браминов, и получил прекрасное (по непальским меркам) образование, т.е. он не был недоучкой типа Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Пол Пота. И его окружение тоже состояло из революционеров и патриотов, а не из садистов и властолюбцев, как это бывало в движениях подобного рода.

"товарищ Прачанда"
"товарищ Прачанда"

Идеология современных непальских коммунистов – т.н. «Путь товарища Прачанды», в котором провозглашается необходимость сохранения многопартийности и многоукладности в экономике (за это «прачандистов» проклинают коммунисты-догматики и в самом Непале, и в мире).

Особенности гражданской войны и революции в Непале связаны, помимо личных особенностей коммунистических лидеров, и с международной обстановкой. СССР и Варшавский пакт исчезли, и непальские партизаны могли рассчитывать только на себя. Китай, первоначально оказывавший им кое-какую помощь, впоследствии не только перестал помогать, но даже стал поддерживать королевский режим. Пекин не желал брать на себя обязательства помогать очередной «братской» стране, т.к. все подобные начинания всегда кончались для него неудачно (Албания в 1978 году «прокляла» Дэн Сяопина за «ревизионизм», Вьетнам и Куба, после долгих колебаний, перешли на сторону СССР, Камбоджа затеяла войну с Вьетнамом и погибла). На партизанские базы не приезжали кровожадные «интернационалисты», подобные Че Геваре, Францу Фанону или Горриарану Мерло – Непал окружён территорией Индии, а через Китай можно проехать только с разрешения китайских властей. Поэтому Прачанда и другие коммунисты сами определяли стратегию и тактику борьбы, а она заключалась в необходимости и возможности совершения «февральской» революции, и в ненужности и невозможности «октябрьской».

Таким образом, непальская революция, совершённая преимущественно коммунистами (хотя не только ими), имела общенародный, а не узкоклассовый, и общедемократический, а не партийный, характер. И после неё коммунисты, заняв важные места в государственном аппарате и неоднократно формируя правительство, не стали форсировать и углублять революцию, приняв как факт искусственность и ненужность этих «форсирований» и «углублений».

Непальские коммунисты – политический феномен. Это единственный случай в мировой истории, когда марксистко-ленинская и даже маоистская военно-политическая сила сыграла решающую роль в ликвидации феодальной монархии и переходу страны к демократии и свободному рынку.

Главный урок непальской революции заключается в том, что марксизм как идеология (во всех вариантах – марксизм-ленинизм, маоизм, «социализм XXI века») полностью себя исчерпал. Даже если его апологеты, как в Непале, побеждают в гражданской войне, они не могут применить на практике марксистские постулаты (отмена частной собственности, «коллективизация» сельского хозяйства, создание однопартийной системы), поскольку их несоответствие реальным потребностям любого общества слишком очевидны.

Буддизм
2093 интересуются