Битва Титанов - это рубрика, в которой я сравниваю друг с другом разных исполнителей и выясняю, кто же из них круче. Ну или на чьей стороне правда.
Осторожно: много букв! Читателям журнала "Мурзилка" не рекомендуется!
Жизнь порой преподносит весьма странные сюрпризы. Может ли так оказаться, что здравомыслящий и уверенный в своих силах человек вдруг окажется в одной лодке с валяющим дурака безумцем, которому плевать на всё, даже на свою жизнь? Может, конечно же может!
А может ли так получиться, что сей здравомыслящий человек станет зависим от расположения к себе этого безумца?
Да, вполне может быть - что и доказал Тони Айомми, излишне на себя понадеявшийся и пренебрегший в своё время Оззи Осборном...
Кто Есть Кто?
Оззи Осборн - выходец из бедной семьи, работник скотобойни, неудачливый вор, любитель откусывать головы голубям и летучим мышам, шут гороховый, муж Шэрон Осборн, успешный сольный исполнитель и (по собственному признанию) Принц Тьмы. Баловень судьбы, родившийся в рубашке и с золотой ложкой во рту. Грустный клоун.
Тони Айомми - итальянец по происхождению, изобретатель одних из самых запоминающихся риффов в истории музыки, злостный нарушитель техники безопасности на заводах, упрямец, альфа-самец, прирождённый лидер, страстный любитель выдавать желаемое за действительное. Левша, который так и не сумел подковать блоху. Страшный педант и перфекционист.
В Чём Суть Конфликта?
Вражда началась задолго до того, как Black Sabbath вообще собрались, ибо Оззи и Тони учились в одной школе и частенько мелькали друг у друга на виду. Тони обожал играть на гитаре и был на год старше Осборна - и его очень уж сильно раздражал гнусавый голос последнего. Поэтому нет ничего удивительного в том, что урожденный Джон Майкл Осборн получал от будущего коллеги на орехи на заднем дворе после уроков. Так что конфликт, можно сказать, шел с самого детства.
И кто же мог знать, что именно гнусавый голос Оззи и умение Тони добиваться своих целей приведут к рождению на свет такого весьма любопытного явления, как хэви-метал?
Всё бы ничего, да только после окончания школы Айомми некоторое время думал о том, чтобы посвятить жизнь восточным единоборствам.
А потом он, к счастью, решил, что ему и даром не нужно быть ниндзей - и продолжил совершенствоваться в игре на гитаре, параллельно работая сварщиком на заводе.
Увы, но в результате несчастного случая он в свою последнюю смену на не особо любимом рабочем месте лишился фаланг среднего и безымянного пальцев правой руки. Врачи сразу же сказали, что про игру на гитаре он может забыть раз и навсегда. Однако Тони сварганил из подручных средств наконечники для пальцев, опустил пониже струны - и продолжил заниматься тем, к чему лежала душа - так родилось то самое звучание гитары, которое впоследствии повлияет на становление практически всех жанров тяжелой музыки. Глупо, конечно, так говорить, но трагедия, как ни странно, была только на руку (пардон за идиотский каламбур) Айомми и помогла ему найти свой собственный и ни на кого не похожий стиль.
К чему эта история про потерю фаланг пальцев? Да к тому, что характер у Тони был стойкий, почти нордический - он упрямо шёл к своей цели и игнорировал любые невзгоды и преграды на пути к ней. Увы, но позднее окажется, что здравый смысл Айомми тоже любил игнорировать - это и сыграло с ним злую шутку через несколько лет...
Но не будем забегать вперёд, а лучше сосредоточимся на голых фактах. Что дальше? А дальше была проба пера в группах Rest и Mythology, знакомство с ударником Биллом Уордом и повторное знакомство с... тем самым Оззи Осборном, из которого Тони выбивал в детстве всю дурь (да так, честно говоря, до конца и не выбил). Поначалу Айомми даже отказался войти в дом к Осборну - ибо был уверен, что Оззи ни капли не изменился и так и остался тем придурком, которого он регулярно поколачивал.
Но буквально через пару дней уже к Биллу Уорду домой ввалились Оззи с басистом Гизером. Так родилась на свет группа Earth. И всё заверте...
Ну не сразу, конечно, но завертелось. Даже несмотря на то, что в декабре 1968-го Тони ненадолго ушел в Jethro Tull.
А вот потом, когда Айомми вернулся в Earth, всё действительно завертелось - причем с такой скоростью, что сами музыканты порой не поспевали за заданным судьбой темпом. Осенью 1969-го группа меняет название с Earth на Black Sabbath и начинает активную запись в студии.
Ну а дальше?
А дальше вы и сами всё знаете, дорогие читатели. "Black Sabbath", "Paranoid", "Master Of Reality", "Vol 4", "Sabbath Bloody Sabbath", тонны кокаина и галлоны бухла, беспорядочные половые связи, поджигание бороды Биллу Уорду, странные личности, дежурящие у отелей и предлагающие музыкантам перейти на службу к дьяволу, девушки лёгкого поведения - полный фарш, короче говоря!
Будучи круглосуточно угашенными музыканты Black Sabbath не особо следили за своим финансовым положением - чем не преминули воспользоваться ушлые менеджеры. В итоге оказалось, что Айомми сотоварищи - банкроты и не имеют ни гроша за душой. Да-да, хитрый Патрик Миэн, их тогдашний менеджер, щедро снабжал их всем, чем они только попросят - только не отчётами о том, сколько же они заработали.
Когда же музыканты наехали на него и пригрозили разорвать контракт с его фирмой - он подал на них в суд за клевету.
Наглость - второе счастье, как говорят у нас в Одессе!
В январе 1974-го группа обратилась к услугам Дон Ардена, известного английского менеджера, который славился крутым норовом (настолько крутым, что сам Питер Грант, менеджер Led Zeppelin, его несколько побаивался). Арден мог заняться делами группы еще в 1970-ом - да только вот Айомми почему-то доверился тогда совсем другим людям. Кстати, у Дона была дочка - скромная и обаятельная Шэрон (да-да, та самая). Она и упросила отца взять оставшихся без гроша музыкантов к себе под крыло.
В том же 1974-ом году Айомми слёг с нервным истощением - но это была меньшая из проблем, ибо Миэн давил на музыкантов через суд и требовал, чтобы они вернулись обратно и продолжили набивать его карманы.
В феврале 1975-го началась работа над "Sabotage", которому суждено было стать последней действительно великой записью Black Sabbath. К тому времени Тони Айомми был уже безоговорочным лидером группы и никаких возражений со стороны коллег не принимал. Жесткость была оправдана: проблемы с Миэном никуда не девались, музыкальный ландшафт менялся не по дням, а по часам - а группе кровь из носу надо было оставаться на плаву и зарабатывать бабки.
Но далеко не все были довольны тем, что в группе теперь всем рулит Айомми - в частности Оззи позднее высказывался, что ему не по нраву было то, что гитарист излишне усложняет аранжировки и всё больше тяготеет к прогрессив-року.
Да только вот сложные аранжировки тут были совершенно ни при чём, ибо вся группа плотно сидела на кокаине и была морально опустошена после битвы с Патриком Миэном. Что же до Айомми, то он хотя бы пытался находить новые пути - а его коллеги были заняты в основном саморазрушением и развратом. Он, впрочем, тоже - но не в такой степени как остальные. Ибо если Тони не приносил какую-то свежую музыкальную идею - то никто ничем вообще не занимался и на работу в студии все дружно клали болт. Айомми стал главной движущей силой Black Sabbath, ибо больше на эту роль никто особо и не претендовал.
Недовольство лидерской позицией усатого гитариста усугублялось еще и появлением панк-рока, адепты которого автоматом зачислили группу в ряд помпезных динозавров, которым давно уже место на свалке истории - в компании с Led Zeppelin, Yes, Queen и Genesis.
Но вместо того, чтобы сплотиться, Black Sabbath усиленно выясняли отношения и активно потребляли кокаин. И вышедший в 1976-ом году "Technical Ecstasy" в полной мере продемонстрировал все проблемы группы. Это был первый откровенный промах Black Sabbath - альбом звучал вымученно и вяло, даже несмотря на некоторые удачные моменты.
В ноябре 1977-го, во время собрания, на котором помощник Дон Ардена, Колин Ньюман, вещал что-то про уплату налогов, Оззи решил, что с него хватит и ушел из группы: он не хотел платить налоги, он не хотел, чтобы всем заправлял Айомми, и он не хотел, чтобы его опять поимели воротилы шоу-бизнеса.
Айомми лишь пожал плечами - он всегда считал Оззи самым слабым звеном в группе и относился к нему соответственно.
На замену Осборну взяли Дэйва Уокера.
Чем Всё Закончилось?
Дон Арден понаблюдал некоторое время за барахтаниями Black Sabbath с Уокером, а потом вызвал Айомми на ковёр и выписал целительных лещей, после чего объяснил, что никому они и даром не нужны, если у них "хрен знает кто на вокале". Айомми всё понял - а до Оззи всё дошло еще раньше и зимой 1978-го запросился обратно в родные пенаты.
Перед смертью не надышишься, не так ли? Вот ребята и хватали судорожно воздух, не осознавая того, что песенка спета и больше ничего толкового они вместе не запишут.
Осенью того же года вышел "Never Say Die" - и всем, в том числе и самим Black Sabbath, вдруг стало понятно, что магия оригинального состава испарилась, улетучилась и растворилась в воздухе. Последующее турне с молодыми и голодными Van Halen тоже не добавило Black Sabbath хорошего настроения - это было новое поколение рокеров, которое всё делало совершенно по-другому и раз за разом обставляло ветеранов на сцене.
Почему-то Айомми решил, что вся проблема в Осборне. И принял решение его уволить - хотя Дон Арден убеждал его этого не делать. Мотивация гитариста была такова: Оззи - вечно бухой клоун, который сидит на кокаине и не делает ничего полезного для группы.
Справедливо ли выгнали Осборна? Конечно же нет! Бухали в группе все, а уж без кокаина не обходилась ни одна репетиция. Так в чём же дело? Да дело всё в том же - Айомми никогда не питал особо нежных чувств к Оззи, поэтому в дурмане алкогольно-наркотической зависимости почему-то решил, что вся проблема в озорном вокалисте, который никогда не бывает трезвым. Что ж, выгнать Оззи из Black Sabbath за пьянку и пристрастие к наркоте - это всё равно что выгнать проститутку из борделя за развратное поведение, не так ли?
Дон Арден, впрочем, Оззи далеко после увольнения не отпускал, а вот Тони Айомми закрутил с дочкой своего босса, юной Шэрон, небольшую интрижку - которая ничем особым и не закончилась, ибо Айомми был женат и не хотел себе еще целый ворох проблем на личном фронте. Однако же Шэрон запомнила всё и затаила обиду - что, кстати, совершенно не помешало ей предложить Айомми поработать с Ронни Джеймсом Дио!
Итак, 1979-ый. Оззи безвылазно сидит в номере отеля и разрушает себя, а его бывшие коллеги вместе с экс-вокалистом Rainbow записывают то, что весной следующего года выйдет под названием "Heaven And Hell".
Ну а что же Дон Арден? Он махнул на Айомми рукой и пожелал "скорейшего карьерного самоубийства с карликом на вокале", после чего продал место менеджера группы другому человеку.
Тем не менее Black Sabbath удалось на некоторое время вернуть утерянное расположение критиков и доверие поклонников - "Heaven And Hell" хоть и был очень похож на работы Rainbow, однако же звучал очень свежо и энергично. Казалось, что Айомми наконец-то вырулил туда куда надо и больше не будет допускать глупых ошибок. Ну во всяком случае все на это надеялись.
А Дон и Шэрон Арден тем временем пытались привести в порядок Оззи и заставить его сделать хоть что-то для возрождения своей карьеры. Поначалу выходило не очень - вокалист жалел себя, бухал и твердил, что всё кончено. Но после волшебного пенделя от Шэрон каким-то образом ему удалось взять себя в руки и таки собрать состав, включавший в себя басиста Боба Дэйзли, ударника Ли Керслейка и феноменального гитариста Рэнди Роадза.
Ну а дальше всё было почти как в шахматах. Black Sabbath успешно себе гастролируют с Дио, но осенью 1980-го выходит "Blizzard Of Ozz" и все понимают, что Оззи берёт реванш. Шах, Тони! Через год Black Sabbath выпускают неплохой "Mob Rules" - но вышедший практически в то же самое время "Diary Of A Madman" рвёт его как тузик грелку. Еще один шах, Тони! Затем Дио выгоняют на кислород - Гизеру Батлеру было не по душе, что вокалист пытается прибрать всё в группе к своим рукам, поэтому он науськал Айомми и они сообща избавились от миниатюрного любителя драконов и эльфов. Шах и мат? Еще не совсем, ибо, как говорится в народе, шерше ля фам - то бишь ищите женщину.
Юной Шэрон Арден надоело быть под опекой деспотичного отца и она решила увести его с лейбла "Jet", на который был подписан Оззи и которым владел Дон. Но Дон не любил проигрывать - поэтому начал грозить судом и требовать от Осборна еще два альбома. Шэрон потроллила папашку выпуском двойного концертного альбома "Speak Of The Devil", а потом просто подписала своего будущего мужа на другой лейбл. Трагическая смерть в марте 1982-го года Рэнди Роадса лишь ненадолго охладила пыл этой целеустремленной женщины - Оззи хотел было вообще отменять турне, но она устроила ему головомойку и отправила обратно на сцену, мотивировав это тем, что люди, мол, уже купили билеты, так что нечего тут реки слёз выплакивать.
Сказать, что Дон Арден был в ярости - значит ничего не сказать. И тут к нему с повинной является Айомми и просит помочь, ибо после увольнения Дио группа потеряла последнюю возможность восстановить репутацию. Дон раскидывает мозгами и выдаёт "гениальную" идею - взять на вокал Яна Гиллана! Ян ведь и сам по себе звезда - так почему бы не пригласить его в Black Sabbath и не посмотреть, что из этого выйдет?
Вышла в итоге катастрофа, ибо записанный с Гилланом "Born Again" был ужасно свёден - и все усилия Айомми пошли прахом. К тому же на концертах Ян постоянно забывал слова и пел всякую белиберду (это, кстати, раздражало и Блэкмора). Black Sabbath, которых в прессе язвительно величали Black Purple (или Deep Sabbath), от концерта к концерту лишь усугубляли своё положение и откровенно позорились.
Непонятно зачем, но Айомми еще и ввязался в конфликт Дона Ардена с дочерью и стал говорить, что уродца на обложке "Born Again" зовут Эми - именно так звали родившуюся в том же 1983-ем дочку Шэрон и Оззи, которые расписались еще в прошлом году и теперь наслаждались семейной жизнью. Супружеская чета Осборнов намёк поняла - и прислала Айомми красиво запакованную коробку. Гитарист подумал, что они пытаются с ним помириться и что в коробке торт - но оказалось, что там были фекалии Оззи и Шэрон, так что ни о каком примирении не могло быть и речи!
Ну а вышедший в ноябре 1983-го "Bark At The Moon" Осборна окончательно добил Айомми - ибо был в разы популярнее плохо сведённого "Born Again". Да и на концерты к Оззи народ валил толпами - в то время как выступления с Гилланом всё более и более становились похожими на абсурд - не в последнюю очередь благодаря глупым декорациям Стоунхенджа в натуральный рост и низкому качеству игры музыкантов.
Шах и мат, дорогой Тони! В 1984-ом Гиллан возвращается в Deep Purple, а Айомми остаётся один у разбитого корыта, ибо все остальные из Black Sabbath дали дёру. Казалось, что группу кто-то проклял.
Кто Победил?
В итоге победила Шэрон Осборн. Не верите? Ну что ж, сейчас всё расскажу.
В 1985-ом она устроила единоразовое воссоединение Black Sabbath в классическом составе на Live Aid. Причин было несколько - она в очередной раз хотела утереть нос папаше и хотела, чтобы её муж выступил на том фестивале. В качестве сольного исполнителя Осборна почему-то отказались принять (испугались, наверное, что опять кому-то голову откусит), а вот реюнион Black Sabbath организаторов заинтересовал. Группа выступила неплохо, но никакого резонанса это не вызвало - ибо Оззи к тому времени воспринимался уже исключительно как сольный артист, а Black Sabbath списали со счетов и воспринимали как отживший свой век архаизм.
Тони Айомми после выступления опять поверил в бредни Дона Ардена о том, что он еще может дать достойную ответочку Осборнам - и поэтому усатый гитарреро начал созывать людей для записи первого сольного альбома. Вообще Тони думал позвать много-много разных вокалистов, да вот незадача - и Роберт Плант, и Дэвид Кавердейл очень вежливо послали его куда подальше и отказались от "заманчивого" предложения.
Зато Гленн Хьюз не отказал - ибо и даром никому не был нужен во второй половине восьмидесятых. С ним и был записан "Seventh Star", который вышел под странным названием Black Sabbath featuring Tony Iommi. Почему так? Ну Дон рассудил, что с этим названием альбом будет расходиться лучше. Но он в очередной раз ошибся - "Seventh Star" особого интереса не вызвал и лишь подтвердил догадки критиков и поклонников о том, что Айомми просто выдохся и не способен предоставить ничего толкового на суд публики, которая продолжала валом валить на концерты к Осборну.
Так, я говорил уже, что Тони - человек крайне упёртый и ни перед чем не останавливающийся? Так вот, бегло пробежимся по тому, что происходило с ним во второй половине восьмидесятых. Гленн Хьюз надолго в составе группы не задержался - гастрольный менеджер дал ему в дыню и закончить турне в поддержку альбома Гленн не смог. Далее Айомми связался с вокалистом Рэем Гилленом и даже записал с ним альбом "Eternal Idol" - да только похожий на Дмитрия Маликова Гиллен решил, что он выше всего этого и сдымил в итоге с Джейком И. Ли, бывшим гитаристом Оззи, в проект Badlands. Аоймми перезаписал "Eternal Idol" с другим вокалистом, Тони Мартином - но и это не помогло, ибо к тому моменту Black Sabbath являли собой нечто вроде бородатого и несмешного анекдота. Тони пытается позвать хоть кого-то из оригинального состава - но тут Гизер подкладывает ему свинью известием о том, что будет гастролировать с Оззи. Выпущенный в 1989-ом "Headless Cross" не улучшает положения, а последующий "Tyr" в очередной раз доказывает то, что Айомми окончательно сбился с пути и беспомощно барахтается в собственных (и ничем не подкрепленных последние лет эдак 10) амбициях. Мартина выкидывают на мороз, Дон Арден опять складывает с себя полномочия менеджера Black Sabbath - и тут на горизонте объявляется переживающий тяжёлые времена Ронни Джеймс Дио. В группу возвращаются Гизер, выходит "Dehumanizer" - и это становится той самой спасительной соломинкой, за которую Айомми удаётся зацепиться и вернуть (пусть и ненадолго) былое величие, ибо альбом принимают хорошо, а "T.V. Crimes" даже становится популярной.
Но тут из ниоткуда появляется Шэрон Осборн и предлагает Айомми выступить вместе с Дио под вывеской Black Sabbath на разогреве у своего мужа, которому не так давно был поставлен диагноз "рассеянный склероз" и который даёт своё последнее (ха-ха!) турне - а заодно и предлагает, чтобы на самом последнем концерте турне Оззи классический состав Black Sabbath выступил вместе в последний раз.
Тони согласен, ибо Шэрон посулила ему внушительные барыши, а Ронни - нет, ибо для него унизительно выступать на разогреве у того, кого он успешно в своё время заменил. В итоге Дио уходит из группы, а концерты на разогреве у Оззи вместе с Black Sabbath отрабатывает Роб Хэлфорд, не так давно покинувший ряды Judas Priest.
После окончания турне Оззи в 1992-ом ходят разговоры о том, что классический состав Black Sabbath отправится в турне - но Осборн в самый последний момент говорит, что ему и даром всё это не надо.
Айомми зовёт обратно Мартина и записывает "Cross Purposes", который публика просто не замечает. Вышедший же в 1995-ом "Forbidden" и вовсе осмеивают, ибо Тони почему-то решил удариться в рэп-метал - заручившись при этом поддержкой Эрни Си из группы Body Count.
Где-то в это же время Шэрон перекупает все права на название Black Sabbath - и уже в 1997-ом предлагает Тони следующий расклад: он засовывает свои амбиции в задницу, делает то, что она говорит и выступает под названием Black Sabbath только с её мужем - то бишь с Оззи. Тони понимает, что профукано было всё что только можно - и соглашается.
Вот так простая еврейская девушка Шэрон Арден победила очень непростого и гордого гитариста. Она рассуждала вполне здраво: без Оззи Black Sabbath особо никому не нужны и находятся глубоко-глубоко в пятой точке.
Шэрон же и зарубила в 2009-ом очередное воссоединение с Дио - Аоймми сотоварищи пришлось взять название Heaven And Hell.
Ну а что же Оззи? Ну а Оззи с 1980-го года делал что ему говорят - и в итоге ни в чем не нуждался, не нуждается и вряд ли будет нуждаться.
Мораль?
Мораль проста: очень важно найти себе хорошую жену, которая за тебя перегрызет глотку любому и которая поставит всех твоих недругов в глупое и неловкое положение. Но есть и другая сторона медали.
Если уж судьба свела тебя с кем-то, кого ты на дух не перевариваешь, но с этим кем-то ты смог добиться успеха - то иди на уступки и не гневи эту самую судьбу и Бога, ибо можешь в итоге остаться ни с чем.
У Айомми был шанс перезапустить Black Sabbath и добиться еще более впечатляющих результатов - да только вот слишком уж он увлёкся в своё время кокаином, интригами и прочими непотребствами, которые и сгубили группу.
В итоге получилось что шебуршной и безответственный Оззи на коне - а умный и хладнокровный Тони под конём и не может теперь распоряжаться наследием Black Sabbath без одобрения вездесущей Шэрон.
А ведь всего этого можно было бы избежать еще после первых неудач в далёком 1976-ом. Всего можно было бы избежать и с Дио, который умел петь и был фронтменом не хуже Осборна.
Но нет, упрямство Айомми привело в итоге к крайне печальному финалу. А жаль, ибо Тони явно заслужил чего-то более достойного, чем пляска под дуду четы Осборнов.
#ozzy osbourne #оззи осборн #black sabbath #тони айомми #хэви-метал #рок #музыка #deep purple #ян гиллан #хард-рок